Коррупция в дорожном строительстве Удмуртии: за что задержали главу республики Александра Соловьева

4 апреля 2017 года главу Удмуртии Александра Соловьева задержали в Ижевске и этапировали в Москву. В тот же день президент Владимир Путин отправил его в отставку в связи с утратой доверия.

Соловьеву предъявлено обвинение по части 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом в особо крупном размере). По версии следствия, в 2014–2016 годах он получил 139 млн рублей от представителей компаний, которые строили мосты через реки Каму и Буй; еще 2,7 млн рублей Соловьев, предположительно, получил в виде доли в коммерческой компании.

ГУП «Удмуртавтодор»

Центр “Трансперенси Интернешнл - Россия” в Екатеринбурге проанализировал все связанные с дорожным строительством контракты Удмуртской Республики за 2016 год. Мы выяснили, что подавляющее большинство контрактов на ремонт и содержание дорог доставались государственному унитарному предприятию «Удмуртавтодор». Руководитель «Трансперенси Интернешнл – Россия» в Екатеринбурге Екатерина Петрова отмечает, что за год во всех тендерах отрасли вообще не было конкуренции: всего один электронный аукцион прошел с двумя участниками, но одного из них, крупного подрядчика, отклонили из-за непредоставления сведений об опыте работы. Победителем в этом тендере стала находящаяся в реестре недобросовестных поставщиков известная компания «Мостострой -11».

Во всех остальных случаях ГУП «Удмуртавтодор» получал контракты с нулевым снижением и 100%-й предоплатой. «Конкуренция на аукционах “убивается” так называемым объединением в один лот, — объясняет Екатерина Петрова. — Например, аукционы на содержание дорог во всем регионе в 2017–2018 годах были разделены на пять крупных лотов, в каждом из них — по несколько районов республики. Это позволяло заказчику установить дополнительные требования к участникам, например, по мощностям и опыту работы. Также значительным становилось обеспечение заявки. Всё это не позволяло более мелким подрядчикам, находящимся ближе к месту проведения работ, заявиться на аукцион. Затем “Удмуртавтодор” заключал договоры на субподряды с более мелкими подрядчиками, а материалы для выполнения работ закупал у дорожных предприятий, предположительно, приближенных к главе республики».

ООО «Автодормостпроект»

Мы также обратили внимание на компанию ООО «Автодормостпроект». Все контракты на разработку проектов реконструкций, капитального ремонта или строительства новых дорог доставались им вне конкуренции. Критерии оценок в конкурсах составлялись точно под мощности и опыт этого предприятия. Объективно, для проектирования дорог такие требования излишни. У «Автодормостпроекта» был большой опыт работ и соответстующие мощности, потому что до недавних пор это было государственное предприятие, которым руководила дочь главы республики Александра Соловьева.

В 2015 году это предприятие было продано со всеми активами коммерсанту Александру Мурашову, который является депутатом госсовета Удмуртии от партии «Единая Россия». По сведениям СМИ, Мурашов давно дружит с Соловьевым. С 2013 года он был помощником Соловьева, в ту пору сенатора от Удмуртии; а с 2014 года — советником главы республики. С продажей предприятия связано отдельное уголовное дело, по которому в конце прошлого года в офисах фирм депутата Мурашова проходили обыски. Однако это не помешало уже через два месяца заключить с «Автодормостпроектом» контракт на проектирование проспекта Калашникова в столице Удмуртии Ижевске, причем аукцион имел признаки картельного сговора.

Все материалы расследования были отправлены в УФСБ по Удмуртской Республике.