Прокуратура признала нарушения при нормировании закупок в половине петербургских муниципалитетов

Районные прокуратуры Санкт-Петербурга вынесли представления 58 из 111 муниципальных образований города после просьбы Центра “Трансперенси Интернешнл - Россия” в Санкт-Петербурге проверить соблюдение муниципалитетами закона “О контрактной системе”. Мы выяснили, что многие муниципалитеты не опубликовали требования к закупаемым товарам и нормативы затрат на закупки. Ещё в 14 случаях ответа прокуратуры получить не удалось (это касается муниципалитетов Московского и Невского районов Санкт-Петербурга).


  

красный - прокуратура выдала или готовит представления
зеленый - предписания не выдавались или нарушений не обнаружено
черный - нет ответа прокуратуры

Муниципалитеты исправляются

К настоящему времени 93 из 111 муниципалитетов города опубликовали необходимые документы. Причем 35 из них сделали это после обращений “Трансперенси Интернешнл - Россия”. 




красный - сведения не опубликованы
жёлтый - сведения опубликованы после наших обращений в феврале-марте 2017 года
зеленый - сведения опубликованы до февраля 2017 года

В 18 случаях, несмотря на представления прокуратуры, правила определения нормативов и требования к закупаемым товарам до сих пор не опубликованы:

1.    Екатерингофский

2.    Семеновский

3.    Сампсониевское

4.    Шувалово-Озерки

5.    Северный

6.    Красненькая речка

7.    Город Красное Село

8.    Оккервиль

9.    Округ Петровский

10. Аптекарский остров

11. Введенский

12. Кронверкское

13. Чкаловское

14. Город Ломоносов

15. Поселок Шушары

16. МО № 72

17. МО №75

18. Дворцовый округ 

В ряде случаев прокуратура подтверждала отсутствие публикаций в Единой информационной системе, но объясняла это перебоями в работе системы. Так было, например, в Красногвардейском районе. Однако “перебои” не помешали опубликовать сведения в соседних муниципалитетах. Мы обжаловали ответ прокуратуры Красногвардейского района.

В Василеостровском и Кронштадтском районах прокуроры сообщили, что на органы местного самоуправления не распространяется постановление федерального правительства об обязательном перечне отдельных видов товаров, работ и услуг, в отношении которых должны устанавливаться нормативы. Эти ответы также были обжалованы как не соответствующие закону “О контрактной системе”.

Почему муниципалитеты должны ограничивать свои закупки

С 2016 года все органы власти, осуществляющие закупки, в том числе муниципалитеты, обязаны составлять, утверждать и публиковать планы своих закупок и нормативные требования к ним на год вперед. Согласно процедуре, прописанной в федеральном законе “О контрактной системе”, требования к закупаемым товарам (например, максимальная диагональ мониторов или предельная цена служебного автомобиля) должны быть обнародованы заблаговременно. Этими требованиями устанавливается, к примеру, предельная стоимость автомобилей, компьютеров, мобильных телефонов, которые могут купить органы местного самоуправления. Затем на их основании должен быть составлен и утвержден план закупок — это перечень товаров, работ и услуг, которые в предстоящем году предполагается закупать за счет государственного или муниципального бюджета.

Формируется такой план при составлении и рассмотрении бюджета. Это происходит осенью. Соответственно, требования и нормативы должны быть утверждены раньше. Оба эти документа должны быть опубликованы в Единой информационной системе zakupki.gov.ru.

Необходим постоянный мониторинг нормирования

Региональный центр “Трансперенси Интернешнл - Россия” в Санкт-Петербурге готовит обращение в Комитет государственного финансового контроля о необходимости организации постоянного мониторинга в сфере нормирования на муниципальном уровне. В обращении мы указываем, что в ряде случаев были размещены такие характеристики товаров, которые превышают установленные на федеральном уровне. Например, предельная стоимость мобильного телефона в Кронштадте составляет 20 тысяч рублей, при том что на федеральном уровне установлен предел в 15 тысяч. А в МО № 7 и МО Морские ворота предельная стоимость муниципального автомобиля составляет 2,5 млн рублей, хотя на федеральном уровне установлена стоимость 1,5 млн рублей.

Выводы

Руководитель Центра “Трансперенси Интернешнл - Россия” в Санкт-Петербуре Дмитрий Сухарев: “Нам удалось привлечь внимание надзорных органов к проблеме нормирования муниципальных закупок и инициировать постоянный мониторинг этой сферы. Мы проверили работу прокуратуры по надзору за исполнением закона о контрактной системе в муниципальных образованиях Петербурга, при этом обжаловали часть ответов в вышестоящих инстанциях. Мы также добились исполнения закона “О контрактной системе” в 35 муниципальных образованиях Санкт-Петербурга. Прокуратура внесла акты прокурорского реагирования в адрес 35 глав муниципальных образований, нарушающих закон. Мы намерены добиться исполнения закона в оставшихся 18 муниципалитетах”.