За проезд передайте: во сколько обойдутся машины с водителями для петербургских депутатов на три года

Законодательное Собрание Петербурга потратит полмиллиарда рублей на транспортное обслуживание своих депутатов и сотрудников в течение 2017-2019 годов. Соответствующий контракт был заключён 29 декабря 2016 года. Санкт-Петербургский антикоррупционный центр "Трансперенси Интернешнл - Р" просит антимонопольную службу и прокуратуру принять меры для признания этого контракта недействительным.

Контракт № 27812031703 16 000181 на сумму 439 млн. рублей был заключён вне конкурса с единственным поставщиком - государственным автотранспортным учреждением "Смольнинское". В качестве обоснования такого порядка заключения контракта петербургский парламент сослался на норму федерального закона о возможности закупки услуг у единственного поставщика в случае, если их выполнение может осуществляться ТОЛЬКО органом исполнительной власти или подведомственным ему учреждением или предприятием в соответствии с их полномочиями (п.6 ч.1 ст.93 ФЗ-44). Обоснование, кстати, подписал замначальника контрактной службы петербургского ЗакСа Николай Краснянский - брат члена Горизбиркома Дмитрия Краснянского, назначенного именно ЗакСом.

Предмет деятельности государственного автотранспортного учреждения "Смольнинское" указан в Уставе этого учреждения, который утвержден распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга, а затем изменен постановлениями городского правительства. И в Уставе ничего не говорится о перевозке депутатов или сотрудников Законодательного Собрания. Учреждение может обслуживать деятельность исполнительных органов власти, а также депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, работающих в Петербурге.

Услуги по аренде автомобилей с водителем могут оказывать не только органы власти или подведомственные им структуры. Это конкурентная сфера, и это указывалось, в частности, в решениях петербургского УФАС.

Ещё в 2011 году антимонопольная служба решила, что губернатор Санкт-Петербурга и Законодательное Собрание своими действиями нарушили законодательство о защите конкуренции, приняв закон о наделении государственных предприятий и учреждений исключительными полномочиями в целом ряде сфер: транспортное и гостиничное обслуживание органов власти, организация питания при проведении мероприятий органами власти, обслуживание помещений органов власти, информационно-аналитическая поддержка деятельности органов власти, централизованное оформление города к праздникам и памятным датам, ряд ритуальных услуг и т.д. Антимонопольная служба выдала губернатору города предписание внести в парламент законопроект, устраняющий нарушение законодательства о конкуренции. Несколько лет губернатор безуспешно пытался обжаловать это предписание и только в 2015 году внёс в парламент требуемый законопроект. Законодательное Собрание никаких предписаний от антимонопольной службы не получало, поэтому с 2015 года внесённый губернатором законопроект так и не был рассмотрен. То есть многие сферы деятельности в Санкт-Петербурге по-прежнему искусственно неконкуренты.

По условиям контракта, в 2017 году на транспортное обслуживание планируется потратить 136 млн. рублей, в 2018 – 146 млн. рублей и в 2019 – 156 млн. рублей. Приложение к контракту, в котором приведены расчеты, на сайте государственных закупок не опубликовано.

В прошлом году для всех органов государственной власти Санкт-Петербурга была установлена предельная стоимость услуг по аренде автотранспортных средств с экипажем за 1 день работы автомобиля: от 5 514,3 до 5 941,89 рублей в зависимости от занимаемой должности.

В петербургском парламенте заседает 50 депутатов. Все они работают на постоянной основе, но, по информации СМИ, 10 из них отказались от служебных автомобилей. Кроме депутатов, служебные автомобили могут быть предоставлены некоторым сотрудникам аппарата городского парламента. Перечень должностей, которым полагается служебный автомобиль, должен утверждать председатель Законодательного Собрания, но мы не смогли найти этот документ в открытом доступе. Можно предположить, что служебные автомобили полагаются, например, руководителю аппарата парламента и руководителям структурных подразделений. В ЗакСе 10 подразделений + руководитель аппарата.

Всего получается 51 автомобиль (50 депутатов - 10 отказавшихся + 10 руководителей подразделений + 1 руководитель аппарата)

Но если сумму, которую предполагается потратить в 2017 году, разделить на утверждённую предельную стоимость 1 дня работы автомобиля, то получится 63-68 автомобилей, используемых в ежедневном режиме, включая праздники и выходные дни. Либо спикер ЗакСа счел необходимым обеспечить служебными автомобилями гораздо больше сотрудников аппарата, либо контракт заключен по завышенной цене.

Вывод

Мы считаем, что контракт заключён с нарушением законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд, так как закупка у единственного поставщика противоречит правилам госзакупок на конкуретном рынке. При этом не опубликована часть государственного контракта с расчётом цены. В связи с этим возникают и сомнения о соответствии цены предельной стоимости аренды автомобиля для государственных нужд, которая утверждена постановлением городского правительства.Наконец, остаётся неразрешённой ситуация с несоответствием городского законодательства федеральному в части закупок товаров, работ и услуг у государственных предприятий и учреждений.

Наши действия


1. Обратились в УФАС и прокуратуру с просьбой через суд отменить контракт, заключённый, по нашему мнению, с нарушением закона, и привлечь виновных к ответственности.

2. Обратились в УФАС и прокуратуру с просьбой принять меры для приведения в соответствие с федеральным законодательством положений закона Санкт-Петербурга, наделяющего государственные унитарные предприятия и учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти, исключительными полномочиями по выполнению работ и оказанию услуг, которые могут оказывать хозяйствующие субъекты различных форм собственности на конкурентных рынках.

3. Обратились в Законодательное Собрание с просьбой предоставить утвержденный перечень должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, при замещении которых гражданским служащим предоставляется служебный автотранспорт с персональным закреплением, и порядок его предоставления.