Денис Примаков (Центр ТИ-Р): «Зачем же делать бизнес открытым?»

Главный юрист Центра ТИ-Р Денис Примаков объясняет, почему российскому бизнесу необходимы прозрачность, открытость и четкие корпоративные стандарты.

* * *

«Требуется двадцать лет, чтобы заслужить хорошую репутацию и всего пять минут, чтобы ее потерять. Кто думает об этом, тот ведет бизнес соответственно». Так однажды сказал известный инвестор и миллиардер Уоррен Баффет.

Современные тенденции развития мировой экономики ведут к тому, что открытость и доступность информации о структуре компании, характере и результатах её деятельности, её социальной ответственности являются одним из важнейших критериев формирования репутации — другими словами, доверия со стороны потребителей и инвесторов.

В современных стандартах деловой этики акцентируется важность доверительных отношений в выстраивании коммуникаций не только внутри самого бизнес-сообщества, но и между бизнесом и государством, а также между бизнесом и обществом. Таким образом, информационная прозрачность компаний является неотъемлемым фактором развития экономики и создания благоприятного инвестиционного и делового климата.

Однако требование повысить информационную прозрачность бизнеса часто наталкивается на сопротивление со стороны представителей бизнес-сообщества. Говоря об отрицательных последствиях прозрачности, обычно утверждают, что обнародование подробной информации о руководстве, структуре и показателях компании, делает ее уязвимой перед конкурентами.

Кроме того, существует мнение, что излишняя публичность может быть использована недобросовестными сотрудниками государственных органов для коррупционного давления на неё. Зачем же делать бизнес открытым?

Репутация компании главным образом складывается из информации, которую она должна распространять о себе в силу не только действующих законов, но и собственных правил, зафиксированных, например, в кодексе корпоративной этики или различных политиках, призванных оградить компанию от негативных последствий коррупции.

Отсутствие информации или свидетельства ее намеренного искажения могут сигнализировать, что компания вводит в заблуждение акционеров или потенциальных инвесторов, что никак не способствует формированию положительного имиджа.

Российский бизнес постепенно начинает понимать важность четких корпоративных стандартов. В первую очередь, это касается крупных публичных компаний.

Так, например, в компании МТС кроме принятого «Кодекса делового поведения и этики», разработана Политика по соблюдению антикоррупционного законодательства (действует с 2013 г.).

В этом документе есть, в частности, положение о горячей линии для сообщений о коррупции и описаны механизмы защиты заявителей о коррупции, что способствует снижению рисков и побуждает бизнес к достижению большей эффективности честным путем.

Своевременное обнародование информации позволяет урегулировать конфликты интересов, снижает риск злоупотреблений со стороны менеджеров компании и возможность принятия ими неэффективных решений.

Другой пример демонстрирует компания «Яндекс», на сайте которого правила корпоративной этики изложены в простой и доступной форме. Так, текст параграфа «Конфликт интересов» изложен в форме психологического объяснения:

«Чтобы понять, насколько та или иная ситуация близка к конфликту интересов, подумайте, как она выглядит со стороны. Можете ли вы рассказать о ней своему начальнику и другим коллегам? Если описание этой ситуации появится в газетах и блогах, как это повлияет на компанию?»

На сайте компании «Лента», управляющей большой сетью супермаркетов, есть раздел про социальную ответственность, где расписаны социальные проекты, реализованные за счет компании. Однако формальный документ – политика социальной ответственности – на сайте отсутствует.

Кликаем на ссылку «Комитет по этике» и открывается форма обратной связи — даже без объяснений, почему она появилась. Получается, что, несмотря на наличие на сайте разделов, посвященных социальной ответственности и этике, «Ленте» еще есть над чем работать.

Это всего лишь три примера, не охватывающие весь спектр проблем, связанных с корпоративной этикой, прозрачностью и социальной ответственностью в России.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» начал новый проект, посвященный корпоративной этике и комплаенс.

Мы приглашаем к сотрудничеству российские компании, которые хотят принять и соблюдать кодексы корпоративной этики, политики взаимодействия с третьими лицами, механизмы разрешения конфликта интересов, механизмы выявлений нарушений в компании, политики социальной ответственности бизнеса, политики по закупкам и другие внутренние нормы и правила, повышающие прозрачность и открытость бизнеса.

Мы будем проводить риск-анализ процедур в компании, готовить рекомендации по устранению рисков, разрабатывать вместе с компаниями принципы социальной ответственности и многое другое.

Мы покажем, как от прозрачности бизнеса, от соблюдения законов и принципов корпоративного управления выигрывают собственники и акционеры (поскольку у них не крадут деньги), сотрудники компании (они охотнее будут работать в компании с хорошей репутацией), наконец, потребители и инвесторы (они будут рады взаимодействовать с брендами, вызывающими у них доверие и имеющими прозрачную систему управления).


Если вы заинтересовались возможностью участия в этом проекте, обращайтесь к его руководителю – Денису Примакову.

primakov@transparency.org.ru