Под бременем самоконтроля: Заинтересован ли российский бизнес в борьбе с коррупцией?

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» (Центр ТИ-Р) в ближайшие дни опубликует доклад по результатам мониторинга комплаенс-практик представителей российского бизнеса.

Понятие «Комплаенс» (compliance) подразумевает соблюдение коммерческими организациями действующих законов, правил и стандартов, в том числе — направленных на предотвращение коррупции.

Соответствие стандартам рыночного поведения, управление конфликтом интересов, равное честное отношение ко всем клиентам и партнерам, следование собственным и отраслевым этическим кодексам, внедрение и использование внутрикорпоративных антикоррупционных программ — все это комплаенс.

Насколько же заинтересован российский бизнес в противодействии коррупции? Готовы ли российские компании создавать для себя и своего бизнеса условия, в которых неприемлем конфликт интересов, «откаты» и коррупционные сделки с представителями власти? Подробнее об этом написано в статье руководителя проекта к.ю.н. Дениса Примакова Антикоррупционная политика: Почему российские компании готовы нарушать закон.

Чтобы ответить на эти вопросы, в ноябре 2013 года был запущен проект Центра «ТИ – Р» по исследованию саморегулирования и антикоррупционных практик, применяемых российским бизнесом. Объекты исследования были отобраны из рейтинга крупнейших частных компаний журнала Forbes за 2013 год. Предпочтение было отдано средним компаниям наиболее распространенных организационно-правовых форм: 20 ОАО, 10 ЗАО и 20 обществ с ограниченной ответственностью.

Полные результаты мониторинга антикоррупционных практик и выводы, сделанные экспертами Центра «ТИ – Р» на основе полученных данных, будут опубликованы в ближайшее время. А пока мы предлагаем ознакомиться с основными тезисами аналогичного исследования, проведенного специалистами Transparency International USA.

Доклад TI-USA с анализом существующих корпоративных антикоррупционных программ и практическими рекомендациями, помогающими оценить свой инструментарий борьбы с коррупцией, был опубликован 24 июля.

Как это делается в Америке

Исследование, которое провели Transparency International USA, называется «Ревизия корпоративных антикоррупционных программ» (Verification of Anti-Corruption Compliance Programs).

За последние два десятилетия бизнес добился значительного прогресса в разработке собственных антикоррупционных программ. С одной стороны, рост числа таких программ демонстрирует повышение интереса частных компаний к борьбе с коррупцией. С другой, и это общепризнано, — ощущается нехватка инструментов и программ по реализации компаниями корпоративной антикоррупционной политики.

Без проверки эффективности программ по обеспечению соблюдения антикоррупционного законодательства, без отчетности корпорации о своих программах невозможно разобраться, в каком случае речь идет о серьезных усилиях по противодействию коррупции, а в каких — о программах, существующих «для галочки».

Многочисленные сообщения о фактах и подозрениях в корпоративных должностных преступлениях нанесли серьезный ущерб представлению о способности компаний к саморегуляции. Для решения этой проблемы эксперты Transparency International USA (TI-USA) проанализировали ряд наиболее часто используемых компаниями программ и на основе собранных данных выработали рекомендации для бизнес-сообщества по повышению эффективности использования антикоррупционных механизмов.

«Несмотря на то, что все большее число компаний вкладывают средства в оценку эффективности своих антикоррупционных программ, подробного обзора наиболее часто используемых методов проверки соблюдения законодательства до сих пор не существовало. Не было и осмысления уроков, которые можно извлечь из подобного анализа. Этот отчет является попыткой такой оценки и содержит рекомендации для компаний, по использованию механизмов проверки соблюдения антикоррупционного законодательства. Это также призыв к действию для компаний — принять на себя руководящую роль в борьбе с коррупцией, навести порядок в своих ​​собственных домах, взять на себя ответственность за свои программы соблюдения и использовать необходимые ресурсы, чтобы определить эффективность своих программ», — пишут авторы работы.

В рамках своего исследования команда TI-USA консультировались с сотрудниками подразделений внутреннего контроля американских компаний, аудиторскими фирмами, экспертами юридических и консалтинговых компаний, государственными органами надзора, сертификационными компаниями и неправительственными организациями, реализующими антикоррупционную политику. Данные, полученные в результате работы исследователей TI-USA, были проанализированы консультативным советом признанных международных экспертов, который поспособствовал выработке итоговых рекомендаций.

Специалисты TI-USA провели исследование пяти тематических областей, подвергаемых антикоррупционному контролю:

  1. публичная отчетность компаний;
  2. оценка отчетности, выполняемая бухгалтерами, юристами и консалтинговыми фирмами;
  3. сертификация программ соответствия;
  4. данные мониторингов государственных органов контроля;
  5. усилия компании по социальной и экологической сертификации.

 

Основные выводы исследования

●   Публичная отчетность — ценный инструмент в практике борьбы с коррупцией, но использование его нуждается в усовершенствовании. Компании признают важность раскрытия информации о своих антикоррупционных мероприятиях, тем не менее, многие предоставляют в открытый доступ лишь ограниченную информацию о своей программе и антикоррупционной политике и редко описывают свои усилия по ее осуществлению. Публичная отчетность компаний должна обеспечить значимую информацию для заинтересованных сторон о том, как компании управляют коррупционными рисками своего бизнеса.

●   Серьезный эффект дает проверка программ контроля бухгалтерскими, юридическими и консалтинговыми компаниями. Мониторинг опытных внешних экспертов позволяет организации увидеть пробелы в своей программе и усовершенствовать ее.

●   Сертификация соответствия - практика, нуждающаяся в усовершенствовании. Сегодня добиться признания государственных регулирующих органов и других заинтересованных сторон компаниям сложно, в том числе из-за разных подходов и стандартов у разных сертификационных организаций.

●   Существующие системы социальных и экологических сертификации основаны на международных стандартах, широко используются и пользуются доверием потребителей, продавцов, прессы, правительства и инвесторов. Тем не менее, существует проблемы в применении подходов к сертификации. Стандарты, используемые для оценки коррупционных рисков, являются наиболее субъективными.

Основные рекомендации, предлагаемые авторами доклада

●   Внутренний анализ и оценка собственного потенциала. Наиболее важной частью проверки корпоративных правил по борьбе с коррупцией является собственная оценка компании изнутри. При ее проведении компании должны определить, в какой степени они могут положиться на внутренние ресурсы, и насколько они нуждаются в дополнении их ресурсами извне.

●   Подход к выбору программ контроля на основе оценки рисков. Оценка риска важна для определения необходимого объема программ контроля. Трудно и нецелесообразно проводить проверку в масштабе всей компании - посещать каждый кабинет, опрашивать каждого сотрудника или проверять каждую транзакцию. Поэтому важно, чтобы бизнес-единицы с самым высоким риском коррупции были приоритетными.

●   Независимые внешние оценки. В дополнение к внутренним инспекциям компании должны организовывать независимые внешние проверки на регулярной плановой основе. Их объемы и периодичность будет зависеть в значительной степени от уровня коррупционных рисков компании. Компании с высоким уровнем риска следует рассмотреть возможность проведения внешних проверок своих потенциально уязвимых подразделений раз в три года. Внешние оценки помогут компании по-новому взглянуть на действующую корпоративную программу, выявить ее слабые места и области для усовершенствования, или сравнить свою программу с инструментарием других компаний.

●   Проверка деятельности и отдельных операций в подразделениях с высоким коррупционным риском. Анализ эффективности используемых программ в местах с высоким уровнем риска не может производиться исключительно из центрального офиса. Процедуры проверки в «рисковых» подразделениях должны включать обязательное их посещение, анализ данных, опросы сотрудников, аудит важных сделок и операций, анализ взаимодействия с третьими сторонами, оценку механизмов внутреннего контроля.

●   Публичная отчетность. Для повышения прозрачности и общественного доверия компании должны держать открытой информацию о своих антикоррупционных программах, в том числе о реализации программы и результатах проверок. Степень публичной открытости должна быть высокой настолько, чтобы гарантированно демонстрировать, что компания понимает и эффективно управляет своими коррупционными рисками.

●   Разработка и принятие прозрачных общепринятых стандартов сертификации. Организациям, компаниям, группам инвесторов и неправительственным организациям, занимающимся сертификацией, необходимо разработать как можно более детальное соглашение о стандартах, чтобы добиться наибольшей прозрачности и объективности контроля. Важно также четко определить критерии и требования, обязательные для получения сертификата.

В TI-США надеются, что их доклад поможет повысить стандарты корпоративной антикоррупционной практики. По мнению авторов, доклад может стать полезным ресурсом для компаний, стремящихся играть активную роль в борьбе с коррупцией и заинтересованных в восстановлении доверия общественности к их способности к саморегуляции.