Новый доклад TI-EU: противодействие отмыванию средств в шести странах Евросоюза

Отделение международного антикоррупционного движения Transparency International в Евросоюзе (TI–EU) сегодня опубликовало доклад, посвященный противодействию отмыванию средств в шести европейских странах — Чехии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Словении. Исследователи делают акцент на раскрытие информации о бенефициарных собственниках компаний, которые находятся в юрисдикции упомянутых стран, а также соответствующие нормативные акты и правоприменительную практику.

Исследователи оценили доступ к информации о бенефициарных собственниках коммерческих компаний и фондов, наличие инструментов верификации этой информации, возможности использования акций на предъявителя и номинальных собственников, а также эффективность действий стран по предотвращению отмывания средств.

Кроме того, в докладе представлен сводный рейтинг стран “большой двадцатки” по степени прозрачности информации о бенефициарных собственниках. Среди них первые места занимают Словения и Великобритания, последние — Чехия и Южная Корея. Россия отнесена к категории стран со “средней прозрачностью” вместе с Индией, Японией и Мексикой. При этом эксперты TI-EU отмечают, что ни в одной из стран раскрытие информации о бенефициарных собственниках нельзя назвать идеальным.

Авторы доклада полагают принятое в ЕС определение бенефициарного собственника излишне узким, стандарты раскрытия информации о них — недостаточно строгими, регулирование высокорисковых финансовых инструментов (таких как акции на предъявителя) — недостаточным. Кроме того, эксперты TI–EU считают, что представители власти и бизнеса в ЕС не до конца понимают негативные эффекты отмывания денег и не относятся к борьбе с ним с должной серьезностью, причем это касается как исполнителей, так и руководителей компаний и надзорных органов. Отчетов, касающихся отмывания денег и борьбы с ним, почти не публикуется.

Авторы рекомендуют правительствам стран ЕС, среди прочего, сделать обязательным раскрытие бенефициарных собственников для всех компаний и фондов, работающих на территориях этих стран; открыть доступ к реестрам бенефициарных собственников; предусмотреть механизмы проверки данных, вносимых в реестр, и санкции за предоставление неполных или недостоверных данных. Также они считают необходимым разъяснять нормы и принципы, касающиеся борьбы с отмыванием денег, сотрудникам посреднических и сервисных компаний, которые работают с иностранными клиентами (например, риэлторам) и ввести для таких компаний особое лицензирование.

Помимо аналитики, доклад содержит описание нескольких кейсов, связанных с отмыванием средств в Евросоюзе. Один из этих кейсов — дело телекоммуникационной компании Vimpelcom Ltd, которая использовала для выхода на рынок Узбекистана несколько подставных компаний для взяток структурам, связанным с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Также упоминается масштабная международная схема по отмыванию средств под названием “Русский ландромат”, которую раскрыли расследователи OCCRP и “Новой газеты”.

По словам заместителя директора “Трансперенси Интернешнл - Россия” Ильи Шуманова, “Доклад фиксирует, что нераскрытие или неполное раскрытие информации о конечных бенефициарах коммерческих компаний и НКО фактически является одной из предпосылок для возникновения условий для отмывания денежных средств во всех юрисдикциях”. “Поскольку российское законодательство позволяет не раскрывать публично информацию о конечных бенефициарах коммерческих организаций и НКО (в частности такая возможность имеется у непубличных акционерных обществ), можно говорить о наличии системных рисков отмывания денежных средств для нашей страны”, — утверждает Шуманов.