Тысячи полицейских каждый день нарушают закон по всей России

Исполнился ровно год с момента вступления в силу закона “О полиции”, который стал краеугольным камнем реформы правоохранительных органов. Спустя год можно констатировать: полиция проигнорировала предложения общества, даже те, которые были поддержаны президентом и попали в новый закон.

 

В 2010 году, в ходе общественного обсуждения Закона "О полиции", Центр Трансперенси Интернешнл - Р совместно с Молодежным правозащитным движением предложил “Пять простых поправок для закона о полиции”.

 

Они были сформулированы таким образом: введение нашивки или бейджа с именем и фотографией в качестве обязательного элемента формы полицейского, обязанность составлять протоколы на месте правонарушения, возможность беспрепятственной аудио- и видеозаписи общения гражданина с полицейским, право гражданина на телефонный звонок при задержании и создание круглосуточной горячей линии по приему жалоб на действия сотрудников полиции. Благодаря активной поддержке интернет-сообщества наши поправки набрали большинство голосов на официальном сайте обсуждения законопроекта и часть из них попала в закон.

 

К чему это привело? Все так же тысячи сотрудников полиции каждый день выходят на службу без нагрудного знака. Согласно п.5 ст. 25 федерального закона “О полиции”, на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак. За прошедший год эти знаки не были изготовлены, и это является официальной причиной ежедневного нарушения закона. В частности, такая позиция изложена в ответе УВД на Московском метрополитене.

 

Согласно ст. 14.7 закона “О полиции”, каждый задержанный имеет право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания. Согласно официальному ответу МВД, “подзаконных правовых актов, подробно регламентирующих реализацию права на телефонный разговор, на данный момент не существует.” Это позволяет сотрудникам полиции игнорировать данную норму.

 

Ещё более печальная судьба постигла единую горячую линию. 23 сентября 2010 г. президент России Дмитрий Медведев на совещании, посвященном итогам общественного обсуждения нового закона "О полиции" заявил: “нужен общедоступный телефон, чтобы люди могли сообщать в вышестоящие инстанции о бездействии полиции или о том, что не принимается мер, которые необходимо принять, или о нарушении их прав со стороны самих сотрудников полиции. Поэтому я поручаю Правительству и, естественно, МВД и Минкомсвязи проработать вопрос о создании единого колл-центра, звонок в который из любой точки России был бы бесплатным“.

 

Исходя из официального ответа “в адрес Минкомсвязи поручения по организации телефона с единым номером по вопросам нарушения прав граждан со стороны сотрудников полиции не поступало”. МВД  сообщило, что горячая линия с целью разъяснения гражданам норм ФЗ “О полиции” действовала в период с 5 июля по 31 августа 2011 года, а круглосуточно действует московский телефон управления собственной безопасности.

 

Мы не говорим о том, что, по замыслу ее инициаторов, реформа МВД должна была кардинально изменить принципы работы милиции: избавить ее от “палочной системы”, снизить пронизывающую органы МВД системную коррупцию, сделать так, чтобы в отделениях полиции не погибали от побоев люди. За год можно было бы хотя бы раздать полицейским нагрудные знаки, но не было сделано даже этого.

 

 

gor_linia_mks

gor_linia_mks2

gor_linia_mvd

pravo_na_zvonok_1_1

pravo_na_zvonok_1_2

nagr_znak