Защита заявителей в Указе

3 апреля 2013 г. вступил в силу Указ Президента «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Посвященный, главным образом, порядку декларирования и отчетности и правам заявителей о коррупции документ комментирует юрист Центра «ТИ-Р» Денис Примаков.

При этом правам заявителей, которые в тексте никак не названы, уделено всего два пункта. Пункт 21(а) говорит о гарантиях государственному служащему или служащему государственных корпораций, сообщившему о фактах коррупции, – к нему могут быть применены меры административного характера в особом порядке в течении года после сообщения им о коррупционных фактах. Особый порядок заключается в том, что рассмотрение дисциплинарного проступка осуществляется на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии.

Можно было назвать эту меру положительной, если бы, во-первых, участие прокурора было бы обязательным, а не факультативным (на что указывает глагол «может»). Во-вторых, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению является подразделением организации, где работают сотрудники, о коррупционных проявлениях которых были сообщения. Другими словами, ничего не стоит возбудить дисциплинарное дело на сотрудника за минимум однократное опоздание, и всегда можно найти в работе сотрудника недостатки, к тому же данная гарантия не распространяется на родственников заявителя, которые работаю в этой организации.

Центр ТИ-Р предлагает более действенную гарантию – конфиденциальность заявителя (пример, заявитель по делу N) при этом лицо, принявшее заявление должно нести личную ответственность, при разглашении данных о заявителе или о деле должно нести уголовную ответственность.

Более того, предлагается, чтобы к заявителю на все время расследования по фактам о коррупции не могли быть применены формы дискриминации (трудовые, материальные и т.д.), в том числе в отношении членов семьи.

Второй пункт Указа (21(б)), посвященный правам заявителя, касается физических лиц, не состоящих на службе. В нем говорится, что участники государственной системы бесплатной юридической помощи, указанные в части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам в подготовке сообщений о фактах коррупции, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.

Эта норма недействующая, поскольку, чем поможет адвокат при отсутствии гарантий безопасности и стимулов для сообщения (введение уголовной ответственности при не сообщении о фактах коррупции, находящихся в их компетенции; во многих странах осуществляют выплаты заявителям о коррупции в процентном соотношении от суммы возврата в государственный бюджет), без разработанной программы защиты заявителей о коррупции? В УПК нет даже отдельного процессуального статуса для таких лиц, а гарантии, закрепленные за свидетелем, не подходят для заявителя.