Заявителям о коррупции нужна защита

В понедельник, 2 апреля 2012 года прошёл научно-исследовательский семинар, на котором Центр Трансперенси Интернешнл – Р представил доклад, посвященный защите прав заявителей о коррупции. В нем содержится анализ зарубежной практики защиты заявителей о коррупции, представлены решения, необходимые для внедрения в России этой практики, и критерии оценки эффективности защиты  заявителей. Доклад был представлен на круглом столе 4 апреля в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел.

Россия взяла на себя обязательство ввести в действие законодательства о защите заявителей о коррупции в рамках "Группы двадцати" (G20), национальный план противодействия коррупции, утвержденный указом Президента, предполагает принятие подобного законодательства до 1 апреля 2013 года. Аналогичные требования содержится в Конвенции ООН против коррупции.

Цель системы защиты заявителей о коррупции – побуждение лиц раскрывать информацию о возможных нарушениях. Она должна включать в себя защиту от неблагоприятного воздействия, в том числе защиту трудовых прав, предупреждение преследования и физического насилия, запрет на подачу исков за клевету в отношении лиц, раскрывших сведения о возможных фактах коррупции.

Для эффективной системы защиты заявителей о коррупции необходимо внедрение конфиденциальной системы подачи информации. Она может быть реализована путем создания специальной горячей линии, каждое обращение на которую фиксируется и получает идентификационный номер. Наиболее эффективной представляется создание специального органа, уполномоченного в данной сфере. “От того, насколько качественно будет построена система защиты заявителей о коррупции, зависит количество и качество информации, которые будут получать правоохранительные органы”, - подчеркнула эксперт центра ТИ-Р, представляя доклад.

В некоторых странах защита заявителей о коррупции распространяется только на государственных служащих, в других она также относится и к работникам частного сектора. В большинстве случаев она не распространяется на военных, сотрудников спецслужб и других лиц, чья профессиональная деятельность связана с государственной тайной (для них предполагается особый порядок сообщения фактов о коррупции).

“Мы должны избежать терминологической путанницы. Заявитель о коррупции, как он понимается в международных документах - это не свидетель в традиционном смысле, как он описан в уголовно-процессуальном кодексе. Это человек, который может предоставлять самую различную информацию в том числе о возможных преступлениях в частном секторе, нарушениях в государственных структурах”, - подчеркнула в ходе круглого стола генеральный директор Центра ТИ-Р Елена Панифлова.

Центр Транперенси Интернешнл - Р готов участвовать в разработке законодательства по защите заявителей о коррупции. В качестве основы для этой работы также могут быть использованы принципы законодательства о защите заявителей, разработанные Трансперенси Интернешнл при участии ряда национальных и международных экспертных организаций (см. приложение).

Центр ТИ-Р направил предложения о сотрудничестве в рамках разработки законодательства о защите заяитвелей о коррупции в Министерство юстиции, Министерство экономического развития и Минздравсоцразвития. Согласно Национальному плану противодействия коррупции, эти структуры уполномочены за разработку данного законодательства.

icon Защита заявителя о коррупции (225.5 Кбайт)

icon Рекомендованный проект принципов законодательства о сообщениях о фактах коррупции или незаконной дея (352.24 Кбайт)