С 1 января в России появятся “общественно полезные НКО”

Проекты - Прозрачность НКО

cover

С 1 января 2017 года в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” вносятся изменения в части установления нового статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг. Такие организации, согласно поправкам, будут наделены приоритетным правом получения различных форм государственной поддержки со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей. Министерство юстиции будет вести специальный реестр общественно полезных организаций.

 

Попасть в него смогут социально ориентированные НКО, не имеющие задолженностей, оказывающие социальные услуги надлежащего качество более одного года и не являющиеся иностранными агентами. Подтверждать статус общественно полезной организации необходимо будет каждые два года.

 

Правительством РФ утверждены перечень из 20 видов общественно полезных услуг и пять критериев оценки качества их оказания. О том, как НКО попасть в список общественно полезных — в статье на сайте “Госвопрос”.

 

Администратор проекта "Информационная прозрачность и подотчетность российских некоммерческих организаций" Анастасия Иволга выражает сомнение в эффективности изменений в ФЗ: “В условиях, при которых система распределения государственных грантов и субсидий для НКО остается непрозрачной, а получателями значительных бюджетных средств в большинстве своем остаются аффилированные с властными структурами организации, такие поправки станут очередным препятствием для независимых НКО, претендующим на господдержку. Социально ориентированные НКО, внесенные в реестр “иностранных агентов”, и вовсе, по-видимому, потеряют возможность получать средства от государства. Фактически, будет создан закрытый реестр “безупречных государственных партнеров”, о которых говорил В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Доступ к государственным грантам и всяческая поддержка им будет гарантирована. Это приведет к снижению уровня конкуренции в сфере поддержки НКО из средств бюджета, что всегда означает повышение коррупционных рисков”.

 

“Помимо абсурдности самого факта создания реестра общественно полезных СО НКО, наибольший вопрос, на мой взгляд, в этой истории вызывает способ оценки качества оказания общественно полезных услуг: во-первых, сами критерии достаточно сомнительные, во-вторых, совершенно неясно, каким образом будет производиться оценка, и кто именно будет ее производить”, — полагает Анастасия Иволга.

 

Подписаться на новости