Центр ТИ-Р публикует годовой доклад о проекте «Построение прозрачности НКО в России»

Проекты - Прозрачность НКО

transp-transp

Центр ТИ-Р уже несколько лет изучает тему прозрачности и этического саморегулирования некоммерческих организаций.

 

Основная работа сфокусирована на анализе НКО, получающих поддержку из государственного бюджета РФ разных уровней. Мы считаем, что такие организации должны соответствовать определенным стандартам информационной прозрачности и руководствоваться в своей деятельности сводом этических принципов и процедур.

 

Причина проста: деньги налогоплательщиков, то есть нас с вами, не должны попадать в плохие руки и быть потрачены впустую. Наличие этических стандартов и процедур, а также информационная открытость, – это отличная профилактика от нечестных методов ведения работы.

 

Одной из основных задач последнего годы было совершенствование существующих методов оценки прозрачности некоммерческих организаций.

 

Новая методика учитывает больше нюансов и вводит дополнительные критерии соответствия стандартам прозрачности, а также позволяет выразить их в количественных величинах. Кроме того, параметры, на основании которых предлагается производить оценку, проранжированы в зависимости от их значимости, что позволяет составить более точное представление об организациях.

 

По словам координатора проекта Анастасии Иволги, итоговая методология заключается в попытке математически описать предоставленную на сайте НКО информацию об их работе, сотрудниках, проектах и финансировании:


«Мы опробовали методологию на сайтах победителей конкурса президентских грантов для НКО, получивших с 2011 года суммы более 10 млн рублей. Поскольку за сумму более трех миллионов рублей НКО обязаны отчитываться перед Минюстом, мы отбирали среди этих НКО те, которые в каждом конкурсе получали не менее трех миллионов рублей. Мы попытались описать взаимосвязь между размером денежных средств, полученных НКО, и показателями прозрачности их сайтов».

 

«Взаимосвязь была обнаружена для организаций, средняя сумма грантов которых составила 9 млн рублей в год и более, а также для тех НКО, которые принимали участие в конкурсе лишь один раз (в период с 2011 по 2015 годы) и получали единовременно суммы более 9 млн рублей. Для этой группы была выявлена отрицательная взаимосвязь: при увеличении средней суммы, которую НКО получали по конкурсу, уровень прозрачности их сайтов падал».

 

«То есть чем больше денег получали НКО, тем ниже оказывался уровень прозрачности их сайтов, согласно нашей оценке. Однако распространять подобное утверждение для всей выборки мы не можем, отрицательная корреляция была выявлена для небольшой группы наблюдений».

 

Одной из задач в рамках работы над проектом была разработка рекомендаций для НКО, самостоятельно внедряющих внутренние стандарты этического регулирования для повышения прозрачности деятельности. Была продолжена работа над Кодексом этики для НКО, который был дополнен и переформатирован с целью повышения удобства его использования организациями.

 

Доклад состоит из двух частей: в первой мы подробно описываем методологию и результаты оценки прозрачности российских НКО, получающих государственные гранты, во второй предлагаем подробную инструкцию и рекомендации для НКО, стремящихся соответствовать высоким стандартам открытости.

 

Проект получил поддержку от британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества.

 

Обновление от 4 марта 2016

 

Представители Московской Хельсинкской группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений (МХГ) обратили наше внимание на то, что при проведении оценки прозрачности сайтов НКО был проанализирован старый сайт МХГ www.mhg.ru.

 

Основным действующим сайтом организации является mhg-main.org. Показатель прозрачности этого сайта, согласно оценке по нашей методологии, составляет 63%.

 

Мы благодарим наших коллег за внимательность. Соответствующие изменения внесены в текст доклада.

 

Дополнительные материалы:

 

Доклад «Построение прозрачности НКО в Российской Федерации»

 

 

Подписаться на новости