Мировой опыт: Как можно противодействовать коррупции в высших органах власти

Эксперт Transparency International Маира Мартини объясняет, какие меры помогают в борьбе с grand corruption – «большой коррупцией» на самом высоком уровне.

 

Коррупция является всемирным явлением, и, несмотря на большие культурные отличия, некоторые аспекты коррупции являются общими для совершенно разных, казалось бы, стран, например, для Туниса, Филиппин и Украины.

 

Международное антикоррупционное движение Transparency International собирает и обобщает опыт борьбы с коррупцией по всему миру, что позволило ему накопить большой объем знаний по этой животрепещущей для большинства стран мира теме.

 

На сайте Transparency International (TI) существует раздел HelpDesk, где активисты из разных стран и просто неравнодушные граждане могут задать вопросы, касающиеся мирового опыта противодействия коррупции. А эксперты движения готовят на них ответы.

 

В июне сотрудник TI Маира Мартини опубликовала развернутый – на 11 страницах – ответ на вопрос: «Существуют ли успешные истории и успешные программы борьбы с «большой коррупцией» (grand corruption)? На что в таких программах обращается внимание в первую очередь? Например, на повышение прозрачности, или усиление механизмов внутреннего контроля, или укрепление институциональной среды и так далее».

 

Предполагаем, что ответ будет интересен и нашим читателя, поэтому мы с удовольствием публикуем сокращенный перевод статьи.

 

Маира Мартини. Борьба с «большой коррупцией»: трудности и успехи

 

Что такое Grand Corruption?

Есть множество определений понятия «grand corruption», то есть «большой коррупции»  или коррупции на высших уровнях  власти. Все они сходятся в одном: негативное влияние такой коррупции на благосостояние общества несоизмеримо больше, чем от коррупции бытовой. Исчерпывающее определение термина звучит следующим образом:

 

Grand corruption — это систематические действия, совершаемые высокопоставленными чиновниками для удовлетворения собственных нужд в ущерб экономике и общественному благу и включающие в себя взяточничество, торговлю влиянием, хищения в особо крупном размере.

 

Grand corruption часто приобретает международный масштаб, поскольку использование полученных коррупционерами денег происходит зачастую за пределами их собственных стран (отчеты FAFT 2011, StAR 2011).

 

Хрестоматийными примерами коррупции в высших органах власти стали действия Бена Али (президента Туниса 1987-2011), Фердинанда Маркоса (президента Филиппин 1965-1986), Виктора Януковича (президент Украины 2010-2014), бразильского конгрессмена и бывшего мэра Паулу Малуфа и других высокопоставленных лиц, ставших участниками многомиллионных хищений.

 

Как бороться с «большой коррупцией»?

Противодействие коррупции в высших эшелонах власти связано с рядом трудностей, проистекающих из её сути. Упомянем лишь некоторые из них.

 

1.    Коррупционерами являются лица, отвечающие за руководство страной. Это значительно затрудняет возможность выявления фактов коррупционных действий со стороны высших должностных лиц.

 

2.    Справедливое расследование подобных случаев коррупции может быть предвзятым ввиду оказываемого на судебные власти давления со стороны высших должностных лиц или из-за коррупции в судебной системе.

 

3.    Коррупция может быть «легализована» властью и считаться приемлемой практикой для госслужащих, поэтому сбор доказательств  становится невозможным.

 

4.    Высшие должностные лица обладают иммунитетом от уголовного преследования.

 

5.    Коррупция может принимать международный масштаб, поэтому необходима межгосударственная кооперация.

 

Есть несколько механизмов, доказавших на практике свою эффективность в противодействии «большой коррупции». Среди них особо следует выделить следующие:

 

1.    Реформирование и модернизация системы управления национальным бюджетом позволяют сделать невозможным или сложным для чиновников совершение коррупционных действий.

 

2.    Обеспечение свободного доступа населения к информации об использовании и распределении бюджетных средств.

 

3.    Расширение практики обязательного и регулярного раскрытия чиновниками и их близкими сведений о доходах, имуществе и конфликте интересов.

 

4.    Разработка открытого реестра бенефициарных собственников.

 

5.    Усиление роли гражданского общества и обеспечение свободы СМИ.

 

6.    Введение мер по защите заявителей о коррупции.

 

7.    Создание независимого органа для расследования случаев коррупции в высших эшелонах власти.

 

Последний пункт имеет принципиальное значение. Практически во всех странах, подписавших Конвенцию ООН против коррупции, существует независимый специализированный орган по борьбе с коррупцией, в рамках которого часто создаются специальные подразделения по расследованию случаев grand corruption.

 

Например, в Румынии Национальный Антикоррупционный Директорат занимается расследованием коррупционных действий, совершенных высшими должностными лицами, и ущерб от которых превысил $200 000. Обычно эти структуры сотрудничают с иностранными правительствами, например, Агентство по Развитию и Сотрудничеству Швейцарии предоставляло финансовую и юридическую помощь Мали в процессе возврата незаконно присвоенных чиновниками активов.

 

Другие инструменты

Существуют и другие инструменты борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. В ряде стран мира в особых случаях применяется практика конфискации имущества без обвинительного приговора (в Италии, Нидерландах, США, Великобритании, Филиппинах, Австралии, Канаде, Колумбии).

 

В некоторых государствах применялся особый порядок судопроизводства по коррупционным преступлениям, совершенных высшими должностными лицами (Замбия, Нигерия).

 

Важно отметить, что успешные расследования коррупционных преступлений на высшем уровне обычно производились после смены власти в стране, а также под иностранной юрисдикцией, что обеспечивало независимость и объективность судопроизводства.

 

Кроме того, борьба с «большой коррупцией» должна быть системной и направленной не только против отдельных представителей высшей бюрократии, но и затрагивать третьих лиц, участвовавших в схемах незаконного обогащения, в том числе представителей коммерческих структур.

 

Наконец, целью расследования случаев коррупции в высших органах власти должно быть не только наказание участников преступления, но розыск и возврат государству незаконно присвоенных активов.

 

 


image: коллекция/thinkstock/fotobank.ru