Непрозрачность компаний: TI изучает транспарентность в корпоративном секторе

Transparency International представляет исследование «Прозрачность в корпоративной отчетности» (Transparency in corporate Reporting, TRAC), посвященное прозрачности транснациональных компаний, работающих на развивающихся рынках. Большинство корпораций, работающих на развивающихся рынках, прозрачны лишь наполовину.

 

Отчетность ста крупнейших транснациональных компаний, базирующихся в 15 развивающихся странах и действующих в 185 государствах мира, оценивалась согласно трем критериям:

 

● Принимаемые компанией антикоррупционные меры

 

● Прозрачность отчетности об организационной структуре компании

 

● Ключевые финансовые показатели, которые компания раскрывает в каждой стране, в которой ведет деятельность (выручка, капитальные затраты, прибыль до уплаты налогов, налог на прибыль и расходы на корпоративную социальную ответственность)

 

Каждый из этих критериев оценивается по десятибалльной шкале, на которой 10 баллов означает максимальную прозрачность, а 0 — минимальную. Место в рейтинге не может считаться свидетельством эффективности или неэффективности антикоррупционных программ компании или ее общей коррумпированности. При этом мы считаем, что корпорации должны приложить существенно больше усилий для борьбы с коррупциогенными факторами: средний показатель рейтинга снизился на 0,2 балла по сравнению с предыдущим исследованием 2013 года. Более того, 49 из 100 компаний вообще не раскрывают ключевые финансовые показатели в странах, в которых работают, а о налогах не отчитываются 72 из 100 компаний.

 

В рейтинге представлены пять российских компаний: ЕВРАЗ (5,2 балла), “Норильский никель” (5 баллов), РУСАЛ (3,3 балла), ПАО “Северсталь” (2,6 балла) и ПАО “Лукойл” (2,2 балла). Три года назад лидером рейтинга среди российских компаний был РУСАЛ, который набрал 6,2 балла, а аутсайдером — ПАО “Лукойл”, получивший те же 2,2 балла. Российские компании по-прежнему практически не раскрывают свои финансовые показатели в странах, в которых работают: почти все они получили 0 баллов по этому критерию.

 

ЕВРАЗ

 

Баллы TRAC-2013: 4,5

 

Баллы TRAC-2016: 5,2

 

"Норильский никель"

 

Баллы TRAC-2013: 5,2

 

Баллы TRAC-2016: 5

 

РУСАЛ

 

Баллы TRAC-2013: 6,2

 

Баллы TRAC-2016: 3,3

 

ПАО "Северсталь"

 

Баллы TRAC-2013: 3

 

Баллы TRAC-2016: 2,6

 

ПАО "Лукойл"

 

Баллы TRAC-2013: 2,2

 

Баллы TRAC-2016: 2,2

 

ПАО "Газпром"

 

Баллы TRAC-2013: 4,7

 

Баллы TRAC-2016: -

 

По словам генерального директора “Трансперенси Интернешнл - Россия” Антона Поминова, крупные российские и зарубежные компании явно не стремятся бежать впереди паровоза, раскрывая информацию о своей работе: “В то же время, общества западных стран предъявляют все более жесткие требования к стандартам корпоративного поведения как у себя, так и за рубежом. Репутация начинает значить больше, чем сиюминутная прибыль”. “Конкурентные преимущества получат те, кто первым это поймет и примет. И в отличие от санкций, это неизбежно”, — утверждает Антон Поминов.

 

Как и в исследовании 2013 года, хуже всего в рейтинге показали себя китайские компании, лучше всего — индийские. Так, первое место заняла индийская телекоммуникационная компания Bharti Airtel. Она получила 7,3 балла. Второе и третье места также заняли индийские компании Tata Communications (7 баллов) и Mahindra & Mahindra (6,7 балла). В исследовании 2013-го года Tata Communications заняла первое место в рейтинге с 7,1 балла.

 

Китайские корпорации составляют треть от общего числа компаний, представленных в рейтинге, однако их средний балл — всего лишь 1,6 из 10. Мы призываем китайское правительство и предпринимателей немедленно принять меры по повышению стандартов прозрачности и открытости бизнеса. Это особенно важно с учетом планов китайского правительства инвестировать $60 млрд в страны Африки и того, что эти средства скорее всего будут потрачены на услуги китайских компаний.

 

Три китайские компании (производитель автозапчастей Wanxiang Group, автомобильная компания Chery Automobile и изготовитель бытовой техники Galaz Group) оказались в самом низу списка с 0 баллов. Наиболее успешно среди китайских компаний выступила телекоммуникационная компания ZTE, которая получила 5,9 балла.

 

Рекомендации Transparency International компаниям, инвесторам, общественным организациям и государственным органам, а также полное описание методологии можно найти в приложенных документах (на английском).