Российским компаниям пора начать борьбу с коррупцией

17 октября 2013 года. - Новое исследование демонстрирует необходимость антикоррупционных мер со стороны российских компаний, работающих на международном рынке.

Быстрорастущие компании из таких стран, как Индия, Китай или Россия, должны приложить все усилия, чтобы сделать свою отчетность прозрачной и доступной - утверждается в новом отчете Transparency International «Прозрачность в корпоративной отчетности: оценка международных компаний развивающихся стран» (Transparency in Corporate Reporting: Assessing Emerging Market Multinationals).

Отчет содержит рейтинг, в котором представлены сто быстрорастущих компаний, действующих на рынках шестнадцати стран с развивающейся экономикой. Компании ранжируются от нуля до десяти баллов. Наивысший балл получают компании с самой прозрачной отчетностью, ноль – самые закрытые компании. Оценка ставилась на основе трех показателей: отчетности об антикоррупционных программах компании, прозрачности ее организации и раскрытии информации о финансовых операциях государственным органам. Отчет составлялся на основе открытых сведений.

Только шесть из ста компаний официально заявляют, что запрещают своим сотрудникам платить взятки небольших размеров для упрощения формальностей. Чуть более половины компаний ведут антикоррупционные тренинги для своих сотрудников. 38 из 100 стран не предоставляют финансовую отчетность другим странам, в которых ведут дела. Стоит также заметить, что отчет ясно показывает, что публичные компании в целом показывают лучшие результаты, чем государственные и частные.

Больше трети компаний, попавших в список – из Китая. Они же показали худшие результаты как среди стран БРИКС, так и в целом по рейтингу: большая часть компаний из нижней его части – китайские. Так, производитель автомобилей Chery Automobile получил 0,0 баллов и оказался в самом низу списка вместе с мексиканской Mabe. Наилучшие показатели – у индийской телекоммуникационной компании Tata Communications, которая получила 7,1 балла.

В рейтинг попали также российские компании. Эксперты очень высоко оценили организационную прозрачность «ОК РУСАЛ»: российский производитель алюминия получил лучший среди российских компаний рейтинг 6,2. «Прозрачная структура компании необходима для того, чтобы понять сложные взаимосвязи внутри нее, понять, кто владеет компанией, оценить внутренние финансовые потоки и другую критически важную информацию» - говорится в отчете. «Норильский никель» получил 5,2 балла, заняв место в верхней части списка. «Газпром» расположился ниже с 4,7 балла. Стоит заметить, что эксперты оценили степень раскрытия информации о финансовых операциях «Газпрома» в 0%, что в значительной степени обусловило сравнительно низкий рейтинг. В любом случае, российская корпорация улучшила свои показатели по сравнению с результатом в исследовании «Transparency in Corporate Reporting», которое Transparency International провела в 2012 году. Тогда прозрачность корпоративной отчетности «Газпрома» была оценена в 0%, а в настоящем исследовании – в 65%. Замыкают список российских компаний «Евраз» с 4,5 балла, «Северсталь» с 3,0 балла и «Лукойл» с 2,2 балла.

В отчете также содержатся рекомендации для компаний, госрегуляторов, инвесторов и гражданских организаций. Так, рекомендации для компаний включают призыв развивать антикоррупционные программы и увеличивать их эффективность, открывать внутреннюю информацию владельцам акций, публиковать полные списки аффилированных лиц, совместных предприятий, дочерних фирм и другую организационную информацию, открывать финансовую отчетность по каждой стране, в которой они действуют, и некоторые другие.

icon Assessing Emerging Market Multinationals. Report (6.1 Мбайт)

icon Assessing Emerging Market Multinationals. FAQ (103.66 Кбайт)

icon Assessing Emerging Market Multinationals. Press-rus (74.67 Кбайт)