В коррумпированной школе хорошему не научат

Система образования в большинстве стран мира подвержена коррупции

1 октября, Берлин, Будапешт. – Transparency International  (TI) выпустила очередной «Отчет о коррупции в мире» (Global Corruption Report), посвященный коррупции в образовании. Один из основных исследовательских проектов TI, ежегодный «Отчет» - это результат оценки и анализа коррупционных рисков в различных областях экономики, политики, промышленности, экологии и других сферах. Последние «Отчеты» затрагивали коррупцию, связанную с климатическими изменениями и водоснабжением, коррупцию в бизнесе, а также судебной системе. Отчеты подготавливаются лучшими экспертами в соответствующей области на основании открытых данных.

В этом году «Отчет о коррупции в мире» затрагивает сложную и деликатную проблему коррупции в образовании. Он показывает, насколько важно принять участие в противодействии коррупции в образовании – не только для того, чтобы дети учились в школах и получали достойное образование, но и для того, чтобы будущие поколения были готовы сказать коррупции «нет». В нем описаны практические шаги, направленные на предотвращение злоупотреблений, взяточничества и неформальных отношений, разъедающих работу образовательных учреждений по всему миру. «Отчет о коррупции в мире» призывает правительства, международные организации, бизнес и гражданское общество обратить внимание на систему образования и убедиться, что в мировой практике преобладает эффективное, свободное от коррупции управление образованием.

«Как школы воспитают новое поколение борцов с коррупцией, если они сами ей подвержены?» - задается вопросом Угетт Лабелль, глава Transparency International. По ее словам, «Школам и университетам необходимо быть честными, иначе у них не получится предоставить будущим мировым лидерам инструменты для противодействия коррупции, и, что не менее важно, бороться с теневыми доходами. Почти пятая часть населения Земли – в возрасте от 15 до 24 лет. Как граждане и будущие лидеры, молодые люди обладают потенциалом для того, чтобы остановить коррупцию».

В отчете содержится информация о новых подходах по противодействию коррупции в образовании. 442 страницы «Отчета» разделены на пять секций, в которых содержится анализ и рекомендации от 70 экспертов из пятидесяти стран.

Они включают:

  • Мировые тенденции коррупции в образовании

  • Описание уровня коррупции в школьном образовании

  • Методологию развития прозрачности и подотчетности высшего образования

  • Инновационные подходы противодействия коррупции

  • Описание роли образования в формировании личной честности и нетерпимости к коррупции

Имплементация таких основ противодействия коррупции как доступ к информации об образовательных программах, кодексах поведения персонала учебных заведений, участия студентов и их родителей в управлении и прозрачные системы надзора и отчетности во всем образовательном процессе, позволит убедиться, что каждый доллар, песо или рубль, потраченные на образование, будут израсходованы так, как надо – на постройку школ, оплату труда преподавателей и покупку учебников.

Антон Поминов, директор по исследованиям Центра Трансперенси Интернешнл – Р , цитирует депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Максима Резника: «Важнее выявлять не педофилов среди педагогов, а идиотов среди депутатов». И продолжает: «Российским школам и вузам необходимы системные изменения, направленные на повышение понятности и открытости системы образования для ее участников. Пока же мы видим, что в образовании, как и других социальных сферах, преобладает нелепое желание гоняться за ведьмами вместо стремления решать проблемы. Стоит упомянуть неоправданно суровый приговор по делу сельского учителя Ильи Фарбера, при одновременном полном бездействии ВАК, правоохранительных органов, и всех остальных властей по поводу десятков очевидно заимствованных диссертаций высокопоставленных чиновников и депутатов. Идея ЕГЭ, призванного дать молодым людям шанс в жизни согласно их талантам и предпочтениям, не вызывает положительных оценок ни у ее участников, ни у специалистов. Фокус на несуществующих проблемах вроде преподавания истории по единому учебнику или введения религиозных предметов в светской стране не позволяют законодательной и исполнительной власти, а также правоохранительным органам заниматься решением действительно накопившихся проблем».

Господин Поминов подчеркивает: «Как и другим сферам жизни общества и отраслям экономики, образованию для развития необходима качественная институциональная среда. Уровень прозрачности образовательного процесса и подотчетности его участников будет ровно таким, каким мы его построим: насколько прозрачны бюджеты образовательных учреждений и вышестоящих инстанций, по каким принципам происходит отбор кадров и продвижение по службе, насколько равные условия создаются для всех учеников, сдающих ЕГЭ и всех соискателей кандидатской степени, по каким критериям образовательные учреждения выбирают себе подрядчиков, наконец, какова роль родителей в надзоре за образовательным процессом». «Уникальность системы образования заключается в том, что ее качество страна ощущает через десятки лет. Поэтому некомпетентные решения, принятые сегодня, могут повлечь значительное отставание страны по уровню человеческого капитала через поколения» - говорит господин Поминов.  

Итак, коррупция подрывает репутацию сектора образования во многих странах. Согласно данным Барометра мировой коррупции-2013, практически каждый пятый житель планеты в прошлом году платил взятки в системе образования. В беднейших странах мира платит каждый третий.  

«Отчет о коррупции в мире» проливает свет на разнообразные формы и виды коррупционных практик в образовании, будь то расхищение бюджетов на образование, «скрытые издержки» школ или продажа и покупка научных степеней. Он также демонстрирует, что почти везде коррупция выступает как барьер, затрудняющий не только работу образовательной системы, но и социальное и экономическое развитие. Коррупция сводит на нет преимущества университетского образования, и даже может привести к репутационному коллапсу всей системы высшего образования в стране.

icon Global Corruption Report: Education - 2013 (4.45 Мбайт)

icon Policy briefs 2013 zip (1.5 Мбайт)