Индекс восприятия коррупции-2002: Россия на 71 месте

cpi2002

28 августа 2002 год, Берлин - "Политические элиты и их подручные продолжают брать взятки при каждой возможности. Рука об руку с коррумпированными предпринимателями они загоняют целые нации в ловушку нищеты и препятствуют устойчивому развитию. Считается, что коррупция достигла опасно высокого уровня не только в бедных регионах мира, но и во многих государствах, фирмы из которых вкладывают средства в развивающиеся страны", - заявил сегодня Питер Айген, председатель Transparency International, в своей речи, посвященной публикации Индекса Восприятия Коррупции (ИВК) 2002 года.

 

"Политики все чаще на словах призывают бороться с коррупцией, но они не способны действовать в соответствие с духом ИВК, а именно: для того, чтобы уничтожить порочный круг нищеты и взяточничества, надо раздавить коррупцию. 7 стран из 10 набрали меньше, чем по 5 баллов из 10 возможных в ИВК-2002, что отражает представление об уровне коррупции среди политиков и госслужащих. Коррумпированные политические элиты развивающегося мира, работая рука об руку с алчными предпринимателями и нечистоплотными инвесторами, ставят личную выгоду выше благоденствия своих граждан и экономического развития своих стран", - сказал Питер Айген. "Везде – от незаконной вырубки лесов до основанной на рабском труде добыче алмазов – мы видим расхищение богатств земли, противоречащее устойчивому развитию".

 

Новый индекс, опубликованный сегодня Transparency International, ведущей неправительственной организацией в области противодействия коррупции, дает оценку 102 странам. 70 стран, включая многие из беднейших государств мира, получили менее 5 из 10 возможных баллов. В таких странах, как Индонезия, Кения, Ангола, Мадагаскар, Парагвай, Нигерия и Бангладеш, получивших менее 2 баллов, коррупция воспринимается как сильно распространенная. Страны с очень низким уровнем коррупции, чей балл составляет 9 и выше, а именно Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур и Швеция – преимущественно богатые страны.

 

ИВК – это индекс индексов, отражающий представления предпринимателей и специалистов по тем или иным странам, временно или постоянно проживающим там. Индекс этого года (впервые составленный в 1995 г.), базируется на 15 исследованиях, проведенных 9 независимыми организациями.  ИВК является усредненным обзором опросов, проведенных с 2000 по 2002 год, включает в себя только те страны, в которых было проведено как минимум три исследования. "Важно подчеркнуть, что ИВК, состоящий даже из 102 стран, является моментальным снимком и покрывает собой чуть больше половины из 200 с лишним существующих в мире независимых государств", -  сказал Питер Айген. "Достаточных данных по другим странам, многие из которых весьма возможно очень значительно поражены коррупцией, нет".

 

ИВК-2002 дополняет Индекс взяткодателей (ИВ) Transparency International, отражающий склонность компаний ведущих стран-экспортеров мира давать взятки в развивающихся странах. ИВ-2002, опубликованный 14 мая с.г., разоблачает высокий уровень готовности давать взятки компаний из России, Китая, Тайваня и Южной Кореи, следом за которыми идут представители из Италии, Гонконга, Малайзии, Японии, США и Франции – несмотря на то, что многие из этих государств подписали Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций.

 

Перед тем, как отправиться на встречу по устойчивому развитию, проводимую ООН в Йоханнесбурге, Айген подчеркнул, что "встреча в Йоханнесбурге должна привести к конкретным действиям. Коррупция препятствует устойчивому развитию и отнимает сегодня у детей те ресурсы,  которые потребуются им, чтобы выжить завтра. Лидеры, подписывающие Йоханнесбургскую Декларацию, должны давать обещание, которое они смогут сдержать, а не порождать обманчивых надежд".

 

"Новое партнерство за развитие Африки взяло ряд высоких целей, чему я выражаю свое восхищение. Этические принципы государственной службы и управления и прозрачность являются неотъемлемыми элементами устойчивого развития", - продолжил он. "Так же, как должны сегодня настаивать на этических принципах государственной службы и управления и прозрачности международные учреждения и донорские организации, политики должны откликнуться на этот почин на национальном уровне. Новый ИВК предельно ясно демонстрирует, что перед ними лежит огромная задача. Они должны установить такую систему для инвестиций, при  которой право действовало и соблюдалось  бы справедливо, а не произвольно, так чтобы добывающие производства, такие как нефтяная промышленность, обеспечивали бы устойчивое развитие и окружающей среде, и местной экономике".

 

Тунку Абдул Азиз, Вице-председатель Transparency International, выступая с речью в Малайзии, посвященной опубликованию ИВК-2002, сказал: "ИВК еще раз подтвердил, что коррупция – это болезнь, свойственная не только развивающимся, но и развитым странам. Коррупция беспристрастна. У нее нет какого-либо уважения к отдельным нациям – большим или малым, богатым или бедным. Поэтому особенно важно, чтобы Север и Юг объединили свои усилия, для того чтобы еще более энергично и решительно противостоять коррупции. Учитывая имеющиеся у них ресурсы, у развитых стран есть особая гуманитарная миссия", - продолжил он, - "заниматься расследованием деятельности и наказанием подпадающих под их юрисдикцию компаний, дающих взятки. Эти взятки и поощрения коррумпированным чиновникам и политикам губительным образом сказываются на организованном развитии бедных наций, и без того уже угодивших в замкнутый круг уродующей нищеты, голода и болезней".

 

Тунку Абдул Азиз сказал: "Коррупция по-прежнему лишает представителей бедных, маргинализированных и наименее образованных слоев общества социальных, экономических и политических благ, которые принадлежат им по праву; благ, воспринимающихся как само собой разумеющееся в обществах, сумевших скинуть с себя иго коррупции".

 

Некоторые перемены, вышедшие на первый план в ИВК, были обозначены Питером Айгеном. “За последний год мы были свидетелями ударов по доверию к идее демократического развития. В некоторых регионах Южной Африки взяточничество и злоупотребление властью политических элит подорвало веру в демократические структуры, появившиеся после окончания военного правления. Аргентина, где ощущается стремительный рост коррупции, присоединилась к Пaнaме, Гондурасу, Гватемале, Никарагуа, Венесуэле, Боливии, Эквадору, Гаити и Парагваю, получивших по ИВК-2002 3 и меньше баллов”.

 

В то время как страны, находящиеся на переходном пути от коммунизма – особенно Словения, получившая более высокий балл, чем члены Евросоюза Италия и Греция - воспринимаются как все менее коррумпированные, многие государства бывшего СССР по-прежнему поражены коррупцией. "Недавние шаги Президента Владимира Путина по проведению налоговой реформы и новых законов по борьбе с отмыванием денег демонстрируют возможность смягчения восприятия коррупции в России", - объяснил Питер Айген, - "но ИВК-2002 указывает, что России предстоит еще длинный путь, так как она по-прежнему остается сильно коррумпированной страной, получившей наравне с Узбекистаном, Грузией, Украиной, Казахстаном, Молдовой и Азербайджаном менее 3 баллов из 10".

 

В этом году Индекс восприятия коррупции, ведущийся Transparency International с 1995 г., ранжирует 102 страны по уровню мнений предпринимателей, ученых и экспертов о том, насколько государственные служащие и политики соответствующей страны подвержены коррупции. ИВК-2002 является составным индексом, базирующимся на 15 опросах, проведенных 9 независимыми организациями за последние три года. Страны включаются в Индекс на основе результатов не менее чем трех опросов.

 

Таблица. Индекс восприятия коррупции за 2002 год.

Место страны Страна Балл
индекса
Число
исследований
Станд.
девиация
Min/max
балл
1 Финляндия 9.7 8 0.4 8.9 - 10.0
2 Дания 9.5 8 0.3 8.9 - 9.9
Новая Зеландия 9.5 8 0.2 8.9 - 9.6
4 Исландия 9.4 6 0.4 8.8 - 10.0
5 Сингапур 9.3 13 0.2 8.9 - 9.6
Швеция 9.3 10 0.2 8.9 - 9.6
7 Канада 9.0 10 0.2 8.7 - 9.3
Люксембург 9.0 5 0.5 8.5 - 9.9
Нидерланды 9.0 9 0.3 8.5 - 9.3
10 Великобритания 8.7 11 0.5 7.8 - 9.4
11 Aвстралия 8.6 11 1.0 6.1 - 9.3
12 Норвегия 8.5 8 0.9 6.9 - 9.3
Швейцария 8.5 9 0.9 6.8 - 9.4
14 Гонконг 8.2 11 0.8 6.6 - 9.4
15 Aвстрия 7.8 8 0.5 7.2 - 8.7
16 США 7.7 12 0.8 5.5 - 8.7
17 Чили 7.5 10 0.9 5.6 - 8.8
18 Германия 7.3 10 1.0 5.0 - 8.1
Израиль 7.3 9 0.9 5.2 - 8.0
20 Бельгия 7.1 8 0.9 5.5 - 8.7
Япония 7.1 12 0.9 5.5 - 7.9
Испания 7.1 10 1.0 5.2 - 8.9
23 Ирландия 6.9 8 0.9 5.5 - 8.1
24 Ботсвана 6.4 5 1.5 5.3 - 8.9
25 Франция 6.3 10 0.9 4.8 - 7.8
Португалия 6.3 9 1.0 5.5 - 8.0
27 Словения 6.0 9 1.4 4.7 - 8.9
28 Намибия 5.7 5 2.2 3.6 - 8.9
29 Эстония 5.6 8 0.6 5.2 - 6.6
Тайвань 5.6 12 0.8 3.9 - 6.6
31 Италия 5.2 11 1.1 3.4 - 7.2
32 Уругвай 5.1 5 0.7 4.2 - 6.1
33 Венгрия 4.9 11 0.5 4.0 - 5.6
Mалайзия 4.9 11 0.6 3.6 - 5.7
Tринидад и Toбaгo 4.9 4 1.5 3.6 - 6.9
36 Беларусь 4.8 3 1.3 3.3 - 5.8
Литва 4.8 7 1.9 3.4 - 7.6
Южная Aфрикa 4.8 11 0.5 3.9 - 5.5
Tунис 4.8 5 0.8 3.6 - 5.6
40 Коста-Рика 4.5 6 0.9 3.6 - 5.9
Иордания 4.5 5 0.7 3.6 - 5.2
Maврикий 4.5 6 0.8 3.5 - 5.5
Южная Корея 4.5 12 1.3 2.1 - 7.1
44 Греция 4.2 8 0.7 3.7 - 5.5
45 Бразилия 4.0 10 0.4 3.4 - 4.8
Болгария 4.0 7 0.9 3.3 - 5.7
Ямайка 4.0 3 0.4 3.6 - 4.3
Перу 4.0 7 0.6 3.2 - 5.0
Польша 4.0 11 1.1 2.6 - 5.5
50 Гана 3.9 4 1.4 2.7 - 5.9
51 Хорватия 3.8 4 0.2 3.6 - 4.0
52 Чехия 3.7 10 0.8 2.6 - 5.5
Латвия 3.7 4 0.2 3.5 - 3.9
Mорокко 3.7 4 1.8 1.7 - 5.5
Словакия 3.7 8 0.6 3.0 - 4.6
Шри-Ланка 3.7 4 0.4 3.3 - 4.3
57  Колумбия 3.6 10 0.7 2.6 - 4.6
Mексика 3.6 10 0.6 2.5 - 4.9
59 Китай 3.5 11 1.0 2.0 - 5.6
Доминиканская Респ. 3.5 4 0.4 3.0 - 3.9
Эфиопия 3.5 3 0.5 3.0 - 4.0
62 Египет 3.4 7 1.3 1.7 - 5.3
Сальвадор 3.4 6 0.8 2.0 - 4.2
64 Tаиланд 3.2 11 0.7 1.5 - 4.1
Tурция 3.2 10 0.9 1.9 - 4.6
66 Сенегал 3.1 4 1.7 1.7 - 5.5
67 Панамская Респ. 3.0 5 0.8 1.7 - 3.6
68 Maлави 2.9 4 0.9 2.0 - 4.0
Узбекистан 2.9 4 1.0 2.0 - 4.1
70 Aргентина 2.8 10 0.6 1.7 - 3.8
71 Кот д’Ивуар 2.7 4 0.8 2.0 - 3.4
Гондурас 2.7 5 0.6 2.0 - 3.4
Индия 2.7 12 0.4 2.4 - 3.6
Россия 2.7 12 1.0 1.5 - 5.0
Tанзания 2.7 4 0.7 2.0 - 3.4
Зимбабве 2.7 6 0.5 2.0 - 3.3
77 Пакистан 2.6 3 1.2 1.7 - 4.0
Филиппины 2.6 11 0.6 1.7 - 3.6
Румыния 2.6 7 0.8 1.7 - 3.6
Замбия 2.6 4 0.5 2.0 - 3.2
81 Aлбания 2.5 3 0.8 1.7 - 3.3
Гватемала 2.5 6 0.6 1.7 - 3.5
Никарагуа 2.5 5 0.7 1.7 - 3.4
Венесуэла 2.5 10 0.5 1.5 - 3.2
85 Грузия 2.4 3 0.7 1.7 - 2.9
Украина 2.4 6 0.7 1.7 - 3.8
Вьетнам 2.4 7 0.8 1.5 - 3.6
88 Kaзахстан 2.3 4 1.1 1.7 - 3.9
89 Боливия 2.2 6 0.4 1.7 - 2.9
Камерун 2.2 4 0.7 1.7 - 3.2
Эквадор 2.2 7 0.3 1.7 - 2.6
Гаити 2.2 3 1.7 0.8 - 4.0
93 Moлдова 2.1 4 0.6 1.7 - 3.0
Уганда 2.1 4 0.3 1.9 - 2.6
95 Aзeрбайджан 2.0 4 0.3 1.7 - 2.4
96 Индонезия 1.9 12 0.6 0.8 - 3.0
Keния 1.9 5 0.3 1.7 - 2.5
98 Aнголa 1.7 3 0.2 1.6 - 2.0
Maгадаскар 1.7 3 0.7 1.3 - 2.5
Парагвай 1.7 3 0.2 1.5 - 2.0
101 Нигерия 1.6 6 0.6 0.9 - 2.5
102 Бангладеш 1.2 5 0.7 0.3 - 2.0

 

Дополнительные материалы:

 

icon Индекс Восприятия Коррупции 2002

icon Corruption Perceptions Index 2002