Индекс восприятия коррупции-2006: Россия на 121 месте

cpi2006

Презентация Индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2006 год прошла 6 ноября 2006 года в Берлине. Transparency International говорит о наличии сильной зависимости между коррупциейи нищетой, на что указывает концентрация беднейших государств мира на последних местах рейтинга.

 

По словам Угетт Лабелль, Председателя Правления Transparency International, "коррупция держит миллионы людей в капкане нищеты". "Несмотря на достигнутый в течение десяти лет прогресс в области введения антикоррупционного законодательства, представленные сегодня результаты показывают, что остается сделать еще немало, чтобы добиться значительных улучшений в жизни граждан беднейших стран мира".

 

Индекс Восприятия Коррупции 2006 года представляет собой составной индекс, основанный на данных многочисленных опросов экспертов, касающихся их оценок уровня коррупции в государственных секторах 163 стран мира, что стало наибольшим количеством государств, включенных в Индекс, за все время его составления. Индекс ранжирует страны по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.

 

Результаты ИВК 2006 г. явственно указывают на существование сильной корреляции между коррупцией и нищетой. Почти три четверти стран, включенных в ИВК, набрали менее 5 баллов (включая все государства с низким уровнем доходов и все, кроме двух, африканские страны).

 

Это обстоятельство указывает на тот факт, что большинство стран мира стоит перед проблемой высокого уровня восприятия коррупции. В то же время, семьдесят одна страна – почти половиной от всех, включенных в список – набрали менее 3 баллов, что является свидетельством того, что в этих странах взяточничество воспринимается как чрезвычайно острая проблема. Гаити получила самый низкий балл – 1.8; Гвинея, Ирак и Мьянма делят предпоследнюю позицию, каждая из этих стран получила 1.9 баллов, в то время как наивысшую оценку делят Финляндия, Исландия и Новая Зеландия, получив по 9.6 баллов.

 

В число государств, где коррупция стала восприниматься как более серьезная проблема со времени предыдущих опросов, входят Бразилия, Куба, Израиль, Иордания, Лаос, Сейшельские острова, Тринидад и Тобаго, Тунис, и Соединенные Штаты. В то же время, значительные улучшения наблюдались в Алжире, Чехии, Индии, Японии, Латвии, Ливане, Маврикии, Парагвае, Словении, Турции, Туркменистане и Уругвае.

 

Очевидно, что так называемые «государства-банкроты» концентрируются в нижней части Индекса. Ирак опустился на предпоследнее место в списке, поскольку предвоенные данные опросов уже не вошли в этот выпуск ИВК. Посредники, которые начали свои операции во время действия программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», продолжают играть ведущую роль в том, что касается ухудшения положения с коррупцией в этой стране. Комиссия Волькера представила данные о том, что 2392 компании платили «откаты», или производили другие виды незаконных платежей режиму Саддама Хусейна в рамках этой программы, зачастую через посредников.

 

Несмотря на тот факт, что индустриально развитые страны получили достаточно высокое количество баллов в ИВК 2006, мы продолжаем наблюдать многочисленные коррупционные скандалы во многих из этих государств. Хотя в этих странах коррупция не является причиной нищеты и не препятствует развитию в той же мере, что в развивающихся странах, подобные скандалы показывают – слишком рано проявлять благодушие в этом вопросе.

 

Пособники коррупции

Низкие результаты многих стран указывают на то, что пособники коррупции продолжают помогать политическим элитам отмывать, укрывать и иными способами получать выгоду от неправедно нажитых богатств, которые зачастую включают украденные государственные средства. Наличие добровольных опытных пособников, которые зачастую ведут свои операции с территории развитых стран, поощряет коррупцию; это означает, что коррупционеры знают – найдется банкир, бухгалтер, юрист или специалист в любой области, который будет готов оказать им помощь в накоплении, перемещении или хранении их незаконных доходов.

 

Показательным примером является дело Anglo-Leasing в Кении, и другие подобные ему коррупционные скандалы, в которых, по словам Джона Гитонго, в прошлом – главного должностного лица по проблемам борьбы с коррупцией в Кении – хищение государственных средств стало возможным благодаря мошенническим контрактам, использованию сложных схем с участием подставных компаний и банковских счетов, размещенных в Европе и на оффшорных территориях. Кроме того, по данным кенийского Индекса коррупции, в то время, как взяточничество в этой стране оценивается в миллиард долларов США ежегодно, более половины граждан Кении вынуждены жить на менее чем два доллара США в день.

 

Взяточничество предполагает наличие двух сторон – взяткодателя (сторона предложения) и взяткополучателя (сторона спроса). Transparency International выступает за серьезные меры, направленные на борьбу с коррупцией со стороны предложения, включая объявление дачи взяток в иностранных государствах уголовным преступлением в соответствии с Конвенцией ООН по предотвращению коррупции, а также противостояние взяточничеству со стороны предложения, включая раскрытие активов государственными служащими и принятие кодексов корпоративной этики.

 

В то же время, сделки часто обеспечиваются специалистами в соответствующих областях. Коррумпированные посредники связывают взяткодателей и взяткополучателей, создавая для них атмосферу взаимного доверия и обмена услугами, они пытаются придать видимость законности коррупционным сделкам, составляя юридически действительные контракты, они также содействуют тому, чтобы в случае разоблачения пострадали стрелочники, а не действительные преступники.

 

"Фирмы и профессиональные ассоциации юристов, бухгалтеров и банкиров несут особую ответственность в том, что касается предпринятия более решительных шагов по предотвращению коррупции", - заявил Исполнительный директор Transparency International Дэвид Нуссбаум, - "Под руководством прокуроров, судебных аудиторов и должностных лиц, ответственных за соблюдение законности, они могут стать опорой успешной борьбы с коррупцией".

 

Transparency International рекомендует:

 

- Продвигать и, по необходимости, принимать кодексы антикоррупционной этики, которыми должны руководствоваться члены профессиональных ассоциаций. Например, Международной Ассоциации Юристов, Международной Ассоциации Контрольных Отделов Банков и профессиональных бухгалтерских ассоциаций. В отношении инфраструктурных проектов, британское отделение ТИ предлагает Кодекс поведения профессиональных строителей;

 

- Проводить в жизнь широкие образовательные программы для того, чтобы честные посредники лучше поняли свою роль;

 

- Вводить юридические или профессиональные санкции против специалистов в области юриспруденции, финансов и бухгалтерского учета, способствующих коррупции;

 

- Уделять более тщательное внимание той роли, которую играют в распространении коррупции недостаточно прозрачные финансовые центры.

 

Дополнительные материалы:

 

icon Индекс восприятия коррупции 2006

icon Сводная таблица ИВК России с 1996 по 2006 год