Индекс восприятия коррупции-2007: Россия на 143 месте

cpi2007

26 сентября 2007 года, Лондон и Берлин – по данным Индекса восприятия коррупции (ИВК) 2007, опубликованного Transparency International, всемирной коалицией по противодействию коррупции, разрыв в восприятии уровней коррупции в богатых и бедных странах по-прежнему огромен. Развитые и развивающиеся страны должны объединить усилия в деле снижения уровней коррупции путем воздействия как на сторону ее предложения, так и спроса.

 

"Несмотря на определенный прогресс, коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры", - заявила Угетт Лабелль, Председатель Правления Transparency International. "Страны, набравшие наименьшее количество баллов, должны серьезно отнестись к этим показателям и предпринять действия, направленные на усиление подотчетности в государственных учреждениях. В то же время, не менее важным условием должны стать действия со стороны благополучных стран, особенно в отношении борьбы с коррупционными явлениями в частном секторе".

 

В 2007 г. в Индекс Восприятия Коррупции были включены данные о восприятии уровней коррупции в государственных секторах 180 стран мира, что стало наибольшим количеством государств и территорий, включенных в Индекс за все время его публикации. ИВК 2007 представляет собой составной индекс, основанный на данных 14 различных опросов, проводимых среди экспертов по соответствующим странам. Индекс ранжирует страны по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.

 

Результаты ИВК 2007 г. по-прежнему явственно указывают на существование сильной корреляции между коррупцией и нищетой. Сорок процентов стран, набравших менее 3 баллов по шкале ИВК, что является свидетельством того, что в этих странах взяточничество воспринимается как чрезвычайно острая проблема, отнесены Мировым Банком к группе стран с низкими доходами. Так, Сомали и Мьянма делят последнюю позицию в рейтинге, набрав всего лишь по 1.4 балла, в то время как наивысшую оценку делят Дания и неизменно занимающие высшие строчки Индекса Финляндия и Новая Зеландия – каждая из этих стран получила 9.4 баллов.

 

В 2007 г. был отмечен значительный рост показателей в некоторых странах Африки. Эти страны включают Намибию, Сейшельские Острова, Южную Африку и Свазиленд. Такие результаты отражают прогресс, достигнутый благодаря усилиям по противостоянию коррупции в Африке, и являются свидетельством того, что искренняя политическая воля и соответствующие реформы могут приводить к снижению уровней восприятия коррупции.

 

Кроме вышеперечисленных стран, значительные улучшения были отмечены в Доминике, Италии, Коста-Рике, Кубе, Македонии, Республике Чехия, Румынии, Суринаме, и Хорватии. Примерами серьезного ухудшения показателей восприятия уровня коррупции в 2007 г. являются Австрия, Бахрейн, Белиз, Бутан, Иордания, Лаос, Макао, Мальта, Маврикий, Оман, Папуа - Новая Гвинея и Таиланд.

 

Тот факт, что значительное количество стран, показатели которых улучшились по данным ИВК, находятся в Юго-Восточной и Восточной Европе, отражает серьезное положительное влияние процесса вступления в Европейский Союз на борьбу с коррупцией.

 

В то же время страны, переживающие период глубокого кризиса, например, Афганистан, Ирак, Мьянма, Сомали, и Судан остаются на самых низких строках Индекса. По словам госпожи Лабелль, "Страны, раздираемые конфликтами, платят за это значительным снижением качества управления. В условиях разложения или полного отсутствия государственных институтов корыстные личности обращают в свою пользу общественные ресурсы, что ведет к расцвету коррупции".

 

Эффективное государственное управление должно стать, прежде всего, результатом собственных усилий. Самым тяжелым бременем коррупция ложится на беднейшие страны. В конечном итоге, именно они должны бороться с этой проблемой. Низкие оценки ИВК отражают тот факт, что государственные учреждения соответствующих стран не пользуются доверием общества. Следовательно, в борьбе с коррупцией необходимо в первую очередь повысить прозрачность управления финансами – начиная со сбора доходов и до расходования средств, а также усилить надзор за деятельностью и положить конец безнаказанности коррумпированных государственных служащих.

 

Наличие независимой и профессиональной судебной системы является ключевым условием, позволяющим положить конец безнаказанности и внедрить верховенство беспристрастного закона, повышать доверие к стране со стороны общества, доноров и инвесторов. В случае, если нельзя будет рассчитывать на то, что суды смогут налагать санкции на коррумпированных государственных служащих или способствовать розыску и возвращению средств, нажитых преступным путем, вряд ли можно будет рассчитывать на успехи в противостоянии коррупции.

 

"Сотрудничество с гражданским обществом и гражданами – это еще одна жизненно важная стратегия, к которой следует обратиться развивающимся странам, добивающимся повышения подотчетности своих правительств. Организации гражданского общества играют важнейшую роль наблюдателей за деятельностью государственных органов и могут способствовать
повышению спроса на реформы, а также выступать в качестве экспертов по техническим вопросам", - заявил Кобус де Свардт, Исполнительный директор Transparency International.

 

"Однако, многие правительства предпринимают меры по ограничению поля деятельности гражданского общества", - отметил он. Кроме того, необходимо отметить, что многие государства не способны вынести бремя реформ в одиночку. В тех странах, где институты государственного сектора традиционно опираются на покровительство определенных лиц и непотизм, а не объективные показатели, реформы необходимо займут длительное время, и могут потребовать инвестирования значительных ресурсов, а также технического содействия. Страны, находящиеся на верхних строках Индекса и являющиеся крупными донорами в процесс содействия развитию, играют особую роль в деле поддержки повышения ответственности и добросовестной деятельности институтов в странах, сталкивающихся с высочайшими уровнями коррупции в государственном секторе. Техническое содействие является одним из ключевых требований основополагающей Конвенции ООН против коррупции.

 

Дополнительные материалы:

 

icon Методология исследования (English)

icon ИВК-2007. Основные данные по регионам: Восточная Европа и Средняя Азия

icon Индекс восприятия коррупции 2007

icon Corruption Perceptions Index 2007 (English)