Индекс восприятия коррупции-2008: Россия на 147 месте

cpi2008


В Индексе восприятия коррупции 2008 (ИВК 2008) Россия набрала 2.1 балла и заняла 147 место из 180 возможных.

 

ИВК, составляемый Transparency International, измеряет уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. ИВК за 2008 г. ранжирует 180 стран мира (то же число, что и в ИВК за 2007 г.) по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.

 

Индекс 2.1 является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет.

 

Ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны. Данные ИВК практически полностью совпадают с данными опубликованных в сентябре 2008 года исследований российских исследовательских центров ФОМ и ВЦИОМ. Так, по данным ВЦИОМ, три четверти россиян считают уровень распространенности коррупции в России высоким и очень высоким, при том что лишь 14 процентов считают его низким и ни один человек не ответил, что коррупции у нас в стране нет вовсе. По данным того же исследования 43 процента россиян не отметили какого-нибудь улучшения ситуации с коррупцией в течении последнего года, а 32 процента хоть и заметили усилия властей по обузданию коррупции, но не считают их успехи значительными. Согласно же данным Фонда «Общественное мнение» более половины предпринимателей России (56%) платят взятки и 44% жителей страны считают допустимой возможность дачи взятки должностному лицу.

 

Все эти данные в своей совокупности свидетельствуют, что ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эта угрозу можно отметить по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России.

 

Экономические последствия коррупции проявляются различным образом. Ухудшается конкурентная среда, и как следствие, рынок получает неверные сигналы, когда более успешными являются не те предприятия, которые наилучшим образом удовлетворяют спрос, а те, которые имеют высоких покровителей или возможность и желание откупиться от государства. Растет теневая экономика, как способ ухода от давления бюрократического пресса. Бюджет государства перестает быть инструментом управления, но становится распределительным механизмом для коррупционных финансовых потоков. Увеличиваются цены на товары и услуги, в стоимость которых продавцы вынуждены закладывать неофициальные выплаты. Рост доходной части бюджета не соответствует потенциальным возможностям. Бюрократическое затягивание подготовки документов, неспособность государства обеспечивать безопасность производителей, рейдерство, теневой лоббизм, протекционизм, злоупотребление властью, недобросовестная конкуренция, чрезмерное регламентирование и излишние государственные проверки, затрагивающие механизмы рыночной экономики и свободной конкуренции, лишают уверенности потенциальных инвесторов и снижают предпринимательскую инициативу, вызывая рост стоимости государственных проектов, уменьшение экономической эффективности, увеличение случаев уклонения от уплаты налогов, снижение поступления платежей в бюджет и развитие теневой экономики.

 

Социально-политические последствия коррупции проявляются в функциональной, политической и моральной деградации центральных и местных органов публичной власти, являющейся следствием распространения политической коррупции, в снижении открытой и ответственной политической компетенции, обнищании населения и росте социальной напряженности. Усугубляется социальное неравенство, так как, у наименее обеспеченных групп населения из-за ограниченных возможностей сокращается доступ к базовым социальным услугам (бесплатное образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение). Резко ухудшается кадровый потенциал, прекращается процесс регенерации элит, нивелируется значение образования и профессиональных заслуг. Распространяется правовой нигилизм, который, в свою очередь, становится питательной средой для коррупции. Обычными становятся двойная мораль и двойные стандарты в поведении.

 

В сфере политики следствием коррупции являются потеря государственные институтами поддержки общества из-за недоверия населения к коррумпированным чиновникам; дискредитация в глазах граждан идеи, подходы и принципы, которые государство декларирует, но не выполняет (например, открытость и прозрачность); «захват» отдельных сфер государственного управление группировкам, которые используют свои публичные полномочия исключительно в личных интересах; снижение доверия международных партнёров и авторитета государства в мировом сообществе; снижение качества публичного управления; установление системы принятия неофициальных решений; наличие тесных связей между организованной преступностью, государственными служащими и коррумпированными политиками и т.д.

 

В последние годы коррупция в России приобрела системный характер, выражающийся в том, что:

 

• государственная политика и процесс принятия решений в области государственного управления находится под влиянием частных интересов, находящихся либо непосредственно у власти, либо вблизи власти;

• доходы от «административной ренты», т.е. доходы, связанные с получением дополнительных неформальных платежей за выполнение государственных функций, составляют основную часть дохода чиновников;

• коррупционное поведение не встречает общественного неодобрения и считается допустимым и приемлемым;

• исполнительная власть активно вмешивается в деятельность субъектов предпринимательской деятельности и извлекает из такого вмешательства значительные дополнительные внебюджетные доходы.

 

В этой ситуации уже не достаточно просто говорить о коррупции и фиксировать вред, который она наносит стране и общество. Недостаточно лишь планировать действия на будущее и декларировать антикоррупционные цели.

 

В мае 2008 года Президент России подписал Указ «О мерах противодействия коррупции», а в июле 2008 года принял Национальный план по противодействию коррупции, в котором сформулирован перечень задач, которые власть и общество должны решить в самое ближайшее время.

 

Однако само по себе существование такого Плана не сможет снизить уровень коррупции в стране, если перечисленные в нём задачи и мероприятия так останутся на бумаге, если реализацией антикоррупционных мероприятий будут заниматься только чиновники и властные институты, а общество в очередной раз будет лишь наблюдать за происходящим. И совсем негативно на перспективах успешной реализации мер по снижению уровня коррупции в России скажется ситуация, при которой основной акцент будет сделан на разрозненных действиях по отлову отдельных коррупционеров на низовом уровне и на мерах просветительского порядка.

 

Сегодня очень много говорится о том, что без антикоррупционного общественного воспитания невозможно снизить уровень коррупции в стране. Безусловно, это так. Но объектом воспитания должны стать не только и не столько граждане и общество, сколько должностные лица и властные институты. Без того, чтобы навести порядок в отношении к своей деятельности публичных должностных лиц, в том числе и высших должностных лиц, ничего не получится.

 

Российскому обществу надо возвести как правовой, так и моральный барьер между должностными лицами и источниками их незаконного обогащения, необходимо «отодрать» чиновников, судей, правоохранителей и депутатов от таких их экономических интересов, которые заставляют их изо дня в день принимать решения не в интересах страны и общества, а в интересах собственного кармана. И совершенно очевидно, что лишь воспитательными и просветительскими мерами эту задачу не решить.

 

В законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить систему комплексного регулирования деятельности публичных должностных лиц. Основным элементом этой системы должно являться единство требований и ограничений, связанных с реализацией публичных полномочий и исполнением служебных обязанностей государственной службы, муниципальной службы, правоохранительной службы, службы в рядах Вооруженных Сил, судебной и законодательной власти, в государственных компаниях и корпорациях.

 

Такая система должна включать, среди прочего, выстраивание системы жёсткого и регламентированного кадрового отбора на должности государственной службы, муниципальной службы, правоохранительной службы, службы в рядах Вооруженных Сил, судебной системы и должности в государственных компаниях и корпорациях, закрепление обязательных требований, касающихся декларирования имущества и доходов публичных должностных лиц и членов их семей, законодательное закрепление системы контроля за сделками и финансовыми операциями публичных должностных лиц и членов их семей и введение уголовной и (или) административной ответственности за «незаконное обогащение» публичных должностных лиц.

 

Дополнительные материалы:

 

icon Пресс-релиз Трансперенси Интернешнл в связи с выходом ИВК 2008

icon Пресс-релиз Центра Трансперенси Интернешнл - Р в связи с выходом ИВК 2008