Индекс взяткодателей-2006

06 infografika

В 4 октября 2006 года в Берлине и Брюсселе Transparency International провела презентацию Индекса взяткодателей  (ИВ) за 2006 год. Подкуп иностранных чиновников со стороны компаний, представляющих ведущие государства-экспортеры, все еще является распространенной практикой, несмотря на то, что существующие международные антикоррупционные законы определяют ее как уголовное преступление.

ИВ представляет собой рейтинг 30 ведущих стран-экспортеров, составленный на основе склонности фирм этих стран к даче взяток за границей. Как правило, компании из наиболее богатых стран мира занимают позиции в верхней половине Индекса, тем не менее, дача взяток, особенно в развивающихся странах, остается для них обычной практикой. В то же время, компании представляющие новые ведущие страны-экспортеры (Индия, Китай, Россия) занимают наихудшие позиции в этом отношении. В случае Китая и некоторых других новых ведущих стран-экспортеров, усилия, направленные на проведение более активных внутренних антикоррупционных мер внутри страны, очевидно так и не были распространены на их внешнеэкономическую деятельность.

"Компании, предлагающие взятки, подрывают даже самые серьезные усилия правительств развивающихся стран, направленные на совершенствование государственного управления и тем самым поддерживают порочный круг нищеты", - заявила Угетт Лабелль, Президент Transparency International.

К примеру, респонденты из беднейших стран Африки назвали французские и итальянские компании в числе наиболее злостных взяткодателей.

"Тот факт, что компании из стран-членов ОЭСР продолжают предлагать взятки по всему миру в то время, как их правительства лишь делают вид, что претворяют в жизнь нормы антикоррупционных законов, невозможно назвать ничем иным, как лицемерием. Индекс Взяткодателей Трансперенси Интернешнл ясно показывает, что они делают далеко не все, что в их силах, для противодействия подкупу иностранных должностных лиц", - заявил Дэвид Нуссбаум, Исполнительный Директор Transparency International. "Невозможно не впасть в уныние, глядя на куцый список практических мер по проведению в жизнь международных антикоррупционных законов".

По словам гоподина Нуссбаума, "нет недостатка в нормативно-правовых актах и инструментах, как на уровне правительств, так и компаний. После присоединения к антикоррупционным конвенциям ООН и ОЭСР, во многих странах были приняты соответствующие внутренние законы, тем не менее, по-прежнему остро стоит проблема их применения на практике".

Индия, Китай и Россия занимают нижние позиции в рейтинге Индекса Взяткодателей Трансперенси Интернешнл. Индия устойчиво демонстрирует худшие результаты на основе данных, поступивших из большинства регионов и групп стран. Китай, занимающий четвертое место в мире по объему экспорта, в рейтинге находится на предпоследней позиции. "Иностранные компании, совершающие коррупционные преступления, подрывают усилия африканских стран, направленные на борьбу с нищетой", - заявил Кэйси Келсо, региональный директор Transparency International по Африке. Африканским странам следовало бы преследовать такие компании по всей строгости закона. Такие региональные институты по содействию развитию, как, например, Африканский Банк Развития, могли бы оказать содействие в проведении программ, лишающих компании, уличенные в коррупционной деятельности, возможностей по извлечению прибыли из денег, выделенных на развитие, за счет тех, кому они предназначались".

"Растущее влияние влечет за собой и рост ответственности, которая должна быть использована в целях улучшения ситуации", - заявила госпожа Лабелль. "Для Индии, Китая и России наступил подходящий момент для того, чтобы присоединиться к положениям антикоррупционной конвенции ОЭСР и внести свой вклад в поддержание жизнеспособности рынков будущего. Таким путем они смогут стать участниками усилий, направленных на то, чтобы коррупция отошла в область истории".

"Хорошие" не так уж и хороши

Даже большое количество баллов, набранное какой-либо страной, отнюдь не является свидетельством благополучия в этой сфере, примером чему могут служить действия, например, Австралийского совета по пшенице, одного из участников программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». В марте этого года, американо-немецкая компания Даймлер-Крайслер признала, что внутреннее расследование подтвердило обвинения в осуществлении «неправомерных платежей» со стороны должностных лиц ее отделений в Африке, Азии и Восточной Европе.

Согласно данным Индекса Взяткодателей, Турция занимает 27 место, находясь на одном из последних мест рейтинга. Этот результат имеет весьма важное значение в свете того, что эта страна пытается добиться членства в ЕС. Столь низкая позиция Турции в рейтинге также поднимает тревожный вопрос о том, действительно ли эта стана собирается соблюдать положения конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по противодействию коррупции, вступившей в Турции в силу в 2003 г. Что касается европейских стран, занявших места в Индексе вслед за Турцией, то Франция и Италия, которые безусловно являются крупными экспортерами, так же занимают достаточно низкое место в рейтинге.

Исходя же из оценок данных некоторыми африканскими респондентами, то как Италия, так и Франция, с их точки зрения, и вовсе входят в число шести последних стран в общем списке. Соединенные Штаты Америки, которые положили начало борьбе с коррупцией во внешне-экономической деятельности, приняв соответствующий закон (Foreign Corrupt Practices Act) еще в 1977 года, казалось бы, должны были возглавить рейтинг, однако, на самом деле, отстают от многих стран – членов ОЭСР. Что касается Великобритании, то эта страна продемонстрировала практически полное отсутствие усилий по претворению положений конвенции ОЭСР в жизнь, несмотря на скандалы, в которые оказались вовлечены такие британские фирмы, как Бритиш Аэроспейс. В целом, соответствующие периодические доклады, публикуемые Transparency International, показывают, что практически все страны-члены ОЭСР слишком малыми темпами осуществляют применение положений Конвенции.

В свою очередь, в странах Азии строгие антикоррупционные меры, применяемые в отношении коррупции внутри той или иной страны, недостаточно последовательно проводятся в отношении зарубежных операций национальных компаний. Здесь стоит особо отметить Сингапур, Гонконг и Тайвань. Кроме того, следует заметить, что эти страны получили значительно худшие оценки со стороны представителей государств, не входящих в ОЭСР (то же касается и Объединенных Арабских Эмиратов), что является ясным показателем существования двойных стандартов в деловой практике фирм этих стран.

Мексика, основной объем экспорта которой поступает в Соединенные Штаты, находится на довольно высокой позиции в рейтинге по сравнению с другими странами этого региона, особенно Бразилией, набравшей здесь наименьшее количество баллов.

Следуя по цепи поставок

В ходе опроса многие респонденты оценивали деятельность дочерних предприятий международных компаний. Однако, по словам члена Правления Transparency International Джермина Брукса, "компании должны быть готовы брать на себя ответственность за операции, ведущиеся на всем протяжении цепи поставок. Международные корпорации должны отвечать за коррупционные действия своих зарубежных филиалов, дочерних фирм и агентов, а также проявлять осмотрительность при выборе партнеров при создании совместных предприятий или образовании союзов. Отделы закупок, экспорта, продаж и маркетинга по-прежнему являются наиболее уязвимыми звеньями в отношении подкупа и коррупции".

Подмоченная репутация может чрезвычайно негативно сказаться на позициях компаний «дома», в их родных странах. Кроме того, не стоит забывать, что положению фирм, культивирующих практику подкупа за рубежом, постоянно угрожает риск неэтичного поведения их собственных работников. В конечном итоге, компаниям выгоднее предпринять должные меры и отказаться от коррупционных деяний.

Всемирные стандарты всемирного антикоррупционного порядка

В современном глобализирующемся мире уже существует и быстро развивается действенная международная система противодействия коррупции. Однако, несмотря на определенный прогресс в этой области, в первую очередь, принятие антикоррупционной Конвенции ОЭСР, следует отметить, что необходимо наращивать усилия по проведению мониторинга за соблюдением и практическим применением положений этого документа. Кроме того, действенность Конвенции будет ограничена до тех пор, пока такие крупнейшие игроки как Индия, Китай и Россия остаются за пределами этой международной системы антикоррупционных стандартов.

Наличие таких «свободных агентов», действующих без оглядки на требования международного антикоррупционного законодательства в отношении внешнеэкономической деятельности, является значительным отрицательным стимулом для компаний и правительств стран-членов ОЭСР в том, чтобы играть по единым установленным правилам. Однако если система взаимных договорённостей рухнет, проиграют все. Сам факт добровольного принятия положений
Конвенции ОЭСР станет показателем того, что эти страны серьезно относятся к проблеме подкупа иностранных должностных лиц, а в перспективе может послужить и трамплином к полному членству в ОЭСР.

РЕКОМЕНДАЦИИ

- Страны-члены ОЭСР должны приложить значительно большие усилия по применению на практике требований антикоррупционной Конвенции ОЭСР, запрещающей коррупционную деятельность за рубежом и выделить достаточные ресурсы для проведения взаимного мониторинга соответствующей правоприменительной практики.

- Желательно, чтобы Индия, Китай и Россия как можно скорее добровольно присоединились к антикоррупционной Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

- Многосторонние банки развития должны отказаться от сотрудничества с компаниями, уличенными в коррупционных действиях за границей.

- Компании должны соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров или проведении закупок, а также строго проводить внутреннюю политику, не допускающую коррупционных действий, в том числе со стороны их агентов, дочерних фирм и филиалов.

- Развивающимся странам следует активно преследовать иностранные компании, уличенные в коррупционных действиях на их территории, в чем их должны поддерживать, как в правовом, так и финансовом отношении, страны, в которых зарегистрированы такие компании.