Индекс взяткодателей-2008

_2008

В Москве 9 декабря 2008 года Всемирное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало Индекс взяткодателей 2008 (ИВ 2008).

Индекс ранжирует 22 ведущих мировых страны-экспортёра по уровню применения ими неформальных (коррупционных) практик при ведении бизнеса за рубежом.

Наивысшие места в ИВ 2008 с индексом 8.8. из 10 возможных баллов заняли Бельгия и Канада, третье место с оценкой в 8.7 балла заняли Нидерланды и Голландия.

Замыкают список с наименьшими баллами Индия (6.8), Мексика (6.6), Китай (6.5) и Россия (5.9). Примечательно, что именно эти страны относятся к числу наиболее бурно развивающихся экономик и демонстрируют в последние годы значительный рост присутствия на мировой экономической арене.

Однако, данные ИВ-2008 показывают, что отнюдь не всегда это присутствие обеспечивается достойными средствами.

Что касается российского бизнеса, то никакой новости в его месте в Индексе взяткодателей 2008, пожалуй, нет. В предыдущих исследованиях ИВ он так же получал не самые высокие оценки: 2002 год – 3.2 балла и 21 место, 2006 год – 5.16 балла и 28 место. Поскольку вряд ли возможно утверждать, что за последние несколько лет в практике ведения бизнеса в России что-либо кардинально изменилось, то и оценка российских кампаний в ИВ 2008 не может вызвать особого удивления. Эта оценка скорее является поводом ещё раз вернуться к вопросу как и зачем Россия должна строить свою стратегию противодействия коррупции, и какие задачи в этой борьбе должны быть первоочередными.

Антикоррупционные инициативы, сформулированные и озвученные Президентом России в 2008 году ставят задачу планомерного построения национальной антикоррупционной системы. Совершенно очевидно, что такая система должна включать все элементы общества, в том числе и бизнес – как работающий в самой России, так и за рубежом. Место российских кампаний в Индексе взяткодателей 2008 подсказывает, что пакет законодательных предложений по противодействию коррупции в России необходимо дополнить мерами, направленными на подписание и ратификацию Россией Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по борьбе с подкупом иностранных государственных чиновников при осуществлении международных сделок. Положения Конвенции предусматривают, что страна – участник устанавливает уголовную ответственность за получение взяток иностранными государственными чиновниками и впоследствии – ответственность предприятий (юридических лиц" – по используемой в Конвенции терминологии) за дачу взятки.

Присоединение России к этому важному и эффективному международному антикоррупционному инструменту давно назрело и перезрело. Совершенно очевидно, что без выстраивания чёткой системы норм, требований и санкций для компаний при ведении ими бизнеса как внутри страны, так и за рубежом, России вряд ли в ближайшее время удастся добиться существенного прогресса в противодействии коррупции в целом, так и повышении международной репутации российского бизнеса. В краткосрочной перспективе эта последняя задача может показаться кому-то не самой важной. Однако необходимо помнить, что краткосрочные сомнительные выгоды очень часто ведут к серьёзным долгосрочным последствиям: ведение бизнеса посредством неформальных практик вряд ли можно рассматривать как устойчивую бизнес-стратегию. Данный тезис становится особенно актуальным у условиях нарастающего мирового экономического и финансового кризиса.

Индекс взяткодателей 2008 классифицирует 22 самых богатых и наиболее экономически влиятельных стран согласно вероятности дачи взяток их компаниями при ведеднии бизнеса за рубежом. Индекс основан на двух вопросах, заданных 2742 руководителям крупных  компаний в 26 странах. Для оценки международного аспекта предложения взяток старших руководящих работников спрашивали о вероятности взяточничества в их странах иностранными фирмами из стран, с которыми у них существуют деловые отношения. Короче говоря, руководящие работники выражают свое восприятие источников иностранного взяточничества и их мнения формируют Индекс взяткодателей 2008.

Таблица 1: Индекс взяткодателей 2008

№ п/п

Страна

Индекс 2008

Кол-во опрошенных

Стандартное отклонение

Доверительный интервал 95%

Высшее значение

Нижнее значение

1

1

3

3

5

5

5

8

9

9

9

12

13

14

14

14

17

17

19

22

21

22

Бельгия

Канада

Голландия

Швейцария

Германия

Япония

Великобритания

Австралия

Франция

Сингапур

США

Испания

Гонконг

Южная Африка

Южная Корея

Тайвань

Италия

Бразилия

Индия

Мексика

Китай

Россия

8.8

8.8

8.7

8.7

8.6

8.6

8.6

8.5

8.1

8.1

8.1

7.9

7.6

7.5

7.5

7.5

7.4

7.4

6.8

6.6

6.5

5.9

252

264

255

256

513

316

506

240

462

243

718

355

288

177

231

287

421

225

257

123

634

114

2.00

1.80

1.98

1.98

2.14

2.11

2.10

2.23

2.48

2.60

2.43

2.49

2.67

2.78

2.79

2.76

2.89

2.78

3.31

2.97

3.35

3.66

8.5

8.5

8.4

8.4

8.4

8.3

8.4

8.2

7.9

7.8

7.9

7.6

7.3

7.1

7.1

7.1

7.1

7.0

6.4

6.1

6.2

5.2

9.0

9.0

8.9

8.9

8.8

8.8

8.7

8.7

8.3

8.4

8.3

8.1

7.9

8.0

7.8

7.8

7.7

7.7

7.3

7.2

6.8

6.6

Таблица 1 демонстрирует результаты Индекса взяткодателей 2008 с дополнительной статистической информацией. Показатели варьирую от 0 до 10, определяя вероятность компаний из указанных стран, давать взятки, работая заграницей. Чем выше показатель страны, тем ниже склонность компаний этой страны к участию во взяточничестве, занимаясь коммерцией за границей. Стандартное отклонение дает представление об уровне согласия вреди респондентов в каждой стране: чем меньше стандартное отклонение, тем больше единодушия среди респондентов. Доверительный интервал показывает диапазон минимальных и максимальных значений, где с уверенностью 95% находится истинное значение Индекса.

Деление по секторам 

Для представления более детального описания того, как коррупция влияет на частный сектор, Трансперенси Интернешнл использовал базу данных Опроса Индекса взяткодателей для создания двух оценок секторов промышленности. Таблица 2 оценивает секторы согласно степени вероятности подкупа государственных чиновников компаниями, работающими в этом секторе.

Таблица 2. Подкуп государственных чиновников по секторам

Сектор промышленности

Кол-во опрошенных

Результат 2008

Стандартное отклонение

Доверительный интервал 95%

Высшее значение

Высшее значение

Государственные контракты & строительство

Недвижимость

Нефть & газ

Тяжелая промышленность

Добывающая промышленность

Фармацевтика & здравоохранение

Коммунальные услуги

Гражданская авиация

Производство и передача электроэнергии

Лесное хозяйство

Телекоммуникации и оборудование

Перевозки и хранение

Армия и оборона

Отели, рестораны & отдых

Сельское хозяйство

Легкая промышленность

Информационные технологии (компьютеры и программное обеспечение

Банки & финансирование

Рыболовство

477

 

402

305

333

117

376

639

109

274

 

99

836

941

99

446

348

644

697

 

1325

92

5.2

 

5.7

5.9

6.0

6.0

6.2

6.3

6.4

6.4

 

6.5

6.6

6.6

6.7

6.7

6.9

6.9

7.0

  

7.1

7.1

3.29

 

3.08

3.18

2.93

3.13

3.16

3.06

3.13

3.03

 

3.19

2.74

2.91

3.31

2.85

2.91

2.69

2.75

 

2.77

3.07

4.9

 

5.4

5.5

5.7

5.4

5.9

6.1

5.8

6.0

 

5.8

6.4

6.4

6.0

6.4

6.6

6.7

6.8

  

7.0

6.4

5.5

 

6.0

6.2

6.3

6.5

6.5

6.6

7.0

6.7

 

7.1

6.8

6.7

7.3

7.0

7.2

7.1

7.2

 

7.3

7.7

Показатели от 0 до 10 определяют вероятность подкупа государственных чиновников фирмами, работающими в этих секторах промышленности. Чем выше оценка, тем ниже склонность компаний, работающих в данном секторе, к подкупу государственных чиновников. Стандартное отклонение дает представление об уровне согласия вреди респондентов в каждой стране: чем меньше стандартное отклонение, тем больше единодушия среди респондентов. Доверительный интервал показывает диапазон минимальных и максимальных значений, где с уверенностью 95% находится истинное значение Индекса.

Таблица 3 оценивает секторы согласно степени использования пожертвований политикам и политическим партиям компаниями, работающими в данных секторах, для достижения ненадлежащего влияния на правительственную политику, законы или положения: феномен, который часто рассматривается как «захват государства».

Таблица 3. «Захват государства» по секторам

Сектор промышленности

Кол-во

Опрошенных

Результат 2008

Стандартное отклонение

Доверительный интервал 95%

Высшее значение

Высшее значение

Государственные контракты & строительство

Нефть & газ

Добывающая промышленность

Недвижимость

Тяжелая промышленность

Фармацевтика & здравоохранение

Гражданская авиация

Армия и оборона

Производство и передача электроэнергии

Телекоммуникации и оборудование

Коммунальные услуги

Банки & финансирование

Лесное хозяйство

Перевозки и хранение

Отели, рестораны & отдых

Информационные технологии (компьютеры и программное обеспечение

Сельское хозяйство

Рыболовство

Легкая промышленность

447

 

296

112

393

323

368

105

92

272

 

811

599

1298

93

889

425

666

 

 

324

89

598

5.6

 

5.7

5.8

5.9

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

 

6.5

6.5

6.6

6.7

6.7

7.0

7.0

 

 

7.1

7.1

7.2

3.23

 

3.15

3.35

3.10

3.01

3.15

2.92

3.21

3.01

 

2.87

3.07

2.95

3.17

2.83

2.75

2.78

 

 

2.81

2.87

2.75

 

5.3

 

5.3

5.2

5.6

5.8

5.9

5.7

5.8

6.1

 

6.3

6.3

6.5

6.1

6.5

6.7

6.8

 

 

6.8

6.5

7.0

 

5.9

 

6.0

6.5

6.2

6.5

6.5

6.9

7.1

6.8

 

6.7

6.8

6.8

7.4

6.9

7.3

7.2

 

 

7.4

7.7

7.4

Показатели от 0 до 10 определяют вероятность «захвата государства» или оказания ненадлежащего влияния на политический процесс компаниями, работающими в этих секторах промышленности. Чем выше оценка, тем ниже склонность компаний, работающих в данном секторе, к использованию пожертвований политикам или политическим партиям для достижения ненадлежащего влияния на политический процесс, законы или положения. Стандартное отклонение дает представление об уровне согласия среди респондентов в каждой стране: чем меньше стандартное отклонение, тем больше единодушия среди респондентов. Доверительный интервал показывает диапазон минимальных и максимальных значений, где с уверенностью 95% находится истинное значение Индекса.

icon Пресс-релиз международного движения Трансперенси Интернешнл в связи с публикацией Индекса взяткодателей 2008 (на английском)

icon Индекс взяткодателей 2008 в вопросах и ответах (на английском)
icon Полный текст доклада Индекс взяткодателей 2008 (на английском)