Эксперты обсудили коррупцию в оборонной отрасли

21 марта в Высшей Школе Экономики Центр Трансперенси Интернешнл - Р и ПУЛ АП провели круглый стол "Как исследовать коррупцию в оборонной отрасли?” Сотрудница программы оборны и безопасности Transparency International Лиа Воро (Leah Wawro) рассказала об Индексе уровня коррупционных рисков и уязвимости государственных органов обороны, после чего участники круглого стола обсудили коррупцию в российской оборонке и возможные пути её исследования.

 

Лия Воро рассказала о двух новых индексах, подготовленных международным движением Tranparency International. Индекс государственной антикоррупционной политики в оборонном секторе был обнародован в январе 2013 года, и представляет собой тщательное измерение уровня коррупционных рисков и уязвимости в государственных органах обороны 82 стран по всему миру.

 

Индекс располагает страны по шести группам от A (крайне низкий) до F (критический), более двух третей государств находятся в трех нижних группах: D, E и F. Из 82 анализируемых стран только девять попали в две первые группы, и только две из девяти находятся в группе A. Индекс рассчитывается на основе открытых источников, но его черновой вариант направляется представителям каждого государства для возможной коррекции. Россия оказалась в группе D- (высокий уровень коррупционных рисков) вместе с Китаем, Турцией, Белоруссией и другими странами. В следующий раз индекс будет разработан в 2014 году.

 

В октябре 2012 года Transparency International опубликовало Индекс прозрачности военно-промышленных компаний. Эксперты исследовали 129 компаний из 30 стран мира и распределили их по секторам в зависимости от публичных доказательств эффективности их антикоррупционных действий. Все российские компании, присутствующие в индексе, заняли места в секторах E и F. Ни одна из российских компаний не предоставила внутреннюю информацию для исследования, и оно базировалось только на открытой информации.

 

Говоря об исследовании российской ситуации, Лия Воро подчеркнула, что здесь, в отличии от других стран, оружейные компании с участием частного капитала раскрывают больше информации, чем государственные организации: “Это очень странно. Видимо, собственники предъявляют к компаниям повышенные стандарты раскрытия информации. Но ведь государственные компании оперируют деньгами налогоплательщиков и, наоборот, должны служить примером открытости для частных предприятий”, - заявила она.

 

Генерал-майор, член совета экспертов Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности, социально-экономическим условиям жизни военнослужащих и членов их семей Валерий Елюшкин также поднял вопрос о подотчетности предприятий, входящих в государственные корпорации и холдинги: “Государство выдало долю предприятий госкомпаниям, фактически это является инвестициями. Кто оценивает их эффективность?” - задался он вопросом, подчеркнув, что финансовая отчетность таких предприятий не соответствует мировым стандартам.

 

Шеф-редактор “Ежедневного журнала” и член правления Центра ТИ-Р Александр Гольц назвал “драконовскими” законы о гостайне и подчеркнул, что именно из-за них при разработке подобных индексов приходится пользоваться оценочными, а не точными данными, так как только первые бывают открытыми. Участники неоднократно возвращались к вопросу чрезмерной закрытости данных об оборонных расходах российского бюджета. Секретность оправдана только в отдельных случаях - касающихся секретных, разведывательных операций и т.п. Например, в Германии, которая заняла лучшее место в страновом индексе, засекречен только 1% военных расходов.

 

Старший военный прокурор отдела Главной военной прокуратуры Российской Федерации Сергей Малкин заявил о необходимости адаптации принимаемого в данный момент закона о федеральной контрактной системы под нужды военно-промышленного комплекса. По его мнению, существующие и принимамемые сейчас законы не способствует прозрачности в данной сфере.

 

Директор Центра ТИ-Р Елена Панфилова призвала участников выработать свои рекомендации: “Как мы видим, Transparency International начало работать в этом направлении. Это только первая проба пера, мы должны понять, в каком направлении и как нам двигатся”, - сказала она. Елена Панфилова подчеркнула, что движение с благодарностью примет все предложения по источникам информации, которые помогут усовершенствовать представленные индексы. Существует задача по общественному давлению для достижения большей прозрачности в оборонке, и пока непонятно, как его осуществлять наиболее эффективно - через министерство обороны, собственников компаний. “Гражданское общество должно оказывать давление и через сотрудничество с некоторыми организациями, и во многих странах эти союзники оказывались очень неожиданными”, - в заключение поделилась опытом Лия Воро.

 

Лия Воро