Объединение Верховного и Высшего судов создаёт коррупционные риски

5 ноября 2013 года комитет Госдумы по конституционному законодательству одобрил законопроект об объединении Верховного и Высшего судов, который внес на рассмотрение Владимир Путин. Центр ТИ-Р представляет свою официальную позицию по этому поводу.

 

В тексте перечислены спорные положения законопроекта а также описаны коррупционные факторы, которые могут актуализироваться после объединения судов.

 

Позиция АНО Центр "ТИ-Р" на Законопроект № 352924-6 о Законе РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и Прокуратуре РФ»

 

Законопроект, который предполагает внесение изменения в ст.71, 83, 102, 104 и гл.7 Конституции РФ, посвящен самой большой институциональной реформе в сфере судоустройства со времен создания мировой юстиции: объединение двух высших судов, ВАС РФ и ВС РФ. Удивительно, что данный законопроект не был заранее согласован с учеными-правоведами и другими специалистами. Вызывает недоумение и тот факт, что в документе отсутствуют положения об отдельных арбитражных составах, о коллегиях по хозяйственным спорам. Также неясно, сколько судей перейдет из арбитражной системы, отсутствуют и экономические обоснования по затратам, которых потребует эта реформа.

 

Одними из главных задач соединения двух юрисдикций под началом Верховного суда, изложенные в Пояснительной записке к данному законопроекту, значатся обеспечение единой практики по гражданским делам и обеспечение единства подходов при отправлении правосудия, как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.  Однако сфера гражданских правоотношений – слишком объемное понятие, чтобы можно было сформировать единый подход ко всему законодательству на всей территории России. Часть 1 ст.5 Жилищного кодекса и ч.1 ст.3 Семейного кодекса, например, допускают регулирование соответствующих правоотношений также и на уровне субъектов федерации, отсюда единая практика заведомо невозможна. Кроме того, по некоторым институтам гражданского права была сформирована единая практика, выраженная в совместных  Постановлениях Пленумов ВС РФ и ВАС РФ. К тому же есть страны, где мирно сосуществуют несколько высших судов. Например, в Германии семь высших судов.

 

Система арбитражных судов лучше – в силу концептуального отличия от системы судов общей юрисдикции. Она также представляется более открытой. Ключевых причин две:  

  • - Арбитражных судов в стране существенно меньше, чем судов общей юрисдикции. Поэтому арбитражные суды легче оснащать необходимым программным и технологическим обеспечением. Кроме того, опять же в силу малочисленности арбитражных судов, легче контролировать соблюдение ими требований по опубликованию информации о своей деятельности.

  • - У арбитражных судов и судов общей юрисдикции различные субъекты споров. Арбитражные суды вынуждены иметь сайты и оперативно обновлять информацию о делах в системе, т.к. они работают для юридических лиц, которые знакомы с электронным делопроизводством в силу своего положения. Суды общей юрисдикции имеют дело с гражданами, которые не всегда умеют пользоваться сетевыми сервисами. Поэтому стимула активно развивать сайты у судов общей юрисдикции меньше, т.к. далеко не все участники споров готовы будут следовать за ними онлайн. 

 

Факторы, которые могут способствовать росту коррупционных рисков после принятия данного законопроекта: 

  1. Расположение арбитражных судов. Арбитражные суды не подчинены  исполнительной власти, так как располагаются не по территориально-зональному делению (в отличие от судов общей юрисдикции). При соединении зависимость от исполнительной власти усилится.

  2. Процедура отбора кандидатов в члены объединенного Верховного Суда противоречит Закону РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Законопроект предусматривает создание специальной квалификационной коллегии, состоящей из 27 членов, целью которой будет отбор кандидатов в судьи ВС РФ, и одновременно будет функционировать специальная экзаменационная комиссия  по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда. Прием экзаменов у уже назначенных судей противоречит принципам несменяемости и независимости судей.

  3. Переходный период в шесть месяцев недостаточен для объединения двух высших судов с последующим переездом в Санкт-Петербург.

Таким образом, Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешенл–Россия» выражает свое негативное отношение к Законопроекту № 352924-6 о Законе РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и Прокуратуре РФ» и считает нецелесообразным на данном этапе объединение двух высших судов.

 

icon Позиция ТИР по объединению судов (76.96 Кбайт)