Россия должна лучше бороться с подкупом иностранных чиновников

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала 11 октября 2013 года на своем сайте Второй доклад Рабочей группы по борьбе со взяточничеством о выполнении Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в России.

 

Юрист Анастасия Иволга совместно с юристом Центра «ТИ-Р» Денисом Примаковым проанализировали Доклад и составили его краткий реферат.

 

Доклад подготовлен по окончанию московского визита 13-17 мая 2013 г. Рабочей группы ОЭСР. Целью визита была оценка реализация второй фазы имплементации Россией требований Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Основная мысль доклада заключается в том, что России необходимо серьезнее отнестись к соблюдению статей Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц и улучшить свою нормативную базу.

 

Второй доклад содержит оценки реализации в России Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. В докладе также представлен ряд рекомендаций специалистов из Словении и США, соблюдение которых, по мнению экспертов Рабочей группы ОЭСР, является первостепенной задачей для Российской Федерации.

 

Россия прилагает все усилия для осуществления действия данной Конвенции на своей территории, но Рабочая группа обеспокоена тем, что не получила никакого отклика на ключевые рекомендации предыдущего доклада. Напомним, что в Первом докладе Рабочей группы ОЭСР особое внимание уделялось расширению положения о подкупе иностранных должностных лиц.

 

Участники Рабочей группы признают тот факт, что Конвенция вступила в силу относительно недавно, в апреле 2012 года, но подчеркивают, что России следует приложить максимальные усилия по повышению компетентности со стороны публичных и частных акторов международных отношений. «Особое внимание стоит уделить введению уголовной ответственности за дачу взятки иностранному должностному лицу» – говорится в докладе.

 

В докладе также описывается несколько областей, в которых Россия далека до удовлетворительной оценки реализации Конвенции и предписанных ею норм. Рабочая группа особо обеспокоена отсутствием четко регламентированных юридических норм, регулирующих санкции за подкуп иностранных должностных лиц и предлагает принять данное законодательство в рамках решения задач первоочередной значимости.

 

В частности, Россия должна обеспечить привлечение к уголовной ответственности лиц, уличенных во взяточничестве в случаях обещания, предложения или предоставления непосредственных как материальных, так и нематериальных выгод. Что касается ответственности юридических лиц, России следует укрепить свою правовую основу и обеспечить реализацию второй статьи Конвенции.

 

В дополнение к вышеперечисленному, во Втором докладе Рабочей группы ОЭСР содержатся рекомендации по пересмотру правовых актов в отношении ареста и конфискации имущества физических и юридических лиц в целях соблюдения третьей статьи Конвенции. В рамках соблюдения третьей статьи необходимо учитывать соразмерность и эффективность санкций за совершенные правонарушения. Рабочая группа также обещает проверить, будет ли данная юридическая практика охватывать случаи взяточничества через посредников (в том числе связанных с ними юридических лиц) на всей территории РФ и случаи взяточничества за рубежом.

 

Особое внимание в докладе уделяется созданию системы по защите прав заявителей о фактах коррупции в государственном и частном секторе в целях предотвращения дисциплинарных санкций или дискриминации данного лица внутри организации.

 

«До сих пор не было обнаружено ни одного случая подкупа иностранного должностного лица, не было проведено ни одного расследования или открытия уголовного дела» – подчеркивают эксперты. Рабочая группа считает, что проблема кроется в недостаточном выделении средств для борьбы со взяточничеством, а также в определенной пассивности России в отношении расследования таких дел. Решение этой проблемы видится в двух основных шагах: во-первых, создании специализированного подразделения для выявления и расследования подкупа иностранных должностных лиц и, во-вторых, улучшении координации действий между следственными органами и органами прокуратуры.

 

Помимо этого, следует наладить взаимодействие данного тандема с другими государственными учреждениями, такими как посольства, налоговые и финансовые службы. Также необходимо укрепить гарантии независимости судебных и прокурорских решений от экономических интересов той или иной страны или от других обстоятельств, указанных в шестой статье Конвенции.

 

До конца 2014 года России необходимо предоставить специальный письменный доклад, в котором будут описаны все действия по реализации данных рекомендаций Второго доклада Рабочей группы о выполнении Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в России.

 

Текст доклада на английском языке доступен по ссылке.