TI призывает к прозрачности международных финансов

Председатель правления международной организации Transparency International Угетт Лабель обратилась к Министрам финансов стран "Большой двадцатки" (G-20) в предlверии их встречи, запланированной на 20 апреля в рамках работы форума Международного валютного и финансового Комитета. В письме содержатся рекомендации по повышению прозрачности финансовых потоков и способствованию ответственному и прозрачному управлению финансовым сектором. В письме отмечается высокая роль, которую может сыграть решение этих задач в предупреждении возможных кризисов мировой экономики.

Мы приветствуем признание G-20 того факта, что одной из причин глобального финансового кризиса 2008-го года в значительной степени послужило отсутствие прозрачности, порядочности и ответственности. Конфликт интересов между инспекторами и финансовыми организациями, случаи обмана инвесторов и неадекватно проведенного аудита, а также другие ситуации, являющиеся сейчас предметом расследования, показывают, насколько коррупция повлияла на экономический коллапс. Более того, причиной долгового кризиса в Европе отчасти послужила попытка уклонения от налогов публичных должностных лиц, занимающихся противодействием коррупции. Например, финансовые потери Греции за последнюю декаду, вызванные неучтенными на платежном балансе трансфертами, сопоставимы с суммами долга страны перед Еврозоной и Международным Валютным Фондом (IMF) за 2010 год: 160 миллиардов долларов.

Мы приветствуем и поддерживаем деятельность антикоррупционной рабочей группы G-20, и считаем необходимым продление ее полномочий после 2012 года. Ключевые усилия рабочей группы должны быть дополнены прагматичными механизмами по внедрению норм прозрачности в ходе глобальной финансовой реформы. В преддверии грядущей встречи в Международном валютном фонде от имени движения Трансперенси Интернешнл, действующего в более чем 90 странах, просим вас рассмотреть следующие рекомендации:

1) Повышение прозрачности финансовых потоков

Мы призываем министров, участвующих в собраниях МВФ, поощрять государственные органы финансового управления и надзора в принятии необходимых мер по воздействию на компании, оказывающие финансовые услуги, с целью реализации принципа “Знай своего клиента” (KYC). Необходима гарантия, что эти компании не станут принимать участие в отмывании доходов, связанных с коррупцией, уклонением от налогов и организованной преступностью. Наши действия поддерживает инспекция “Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег” (FATF), и мы ожидаем  от них быстрой и эффективной реализации задач на государственном уровне.

Встреча министров и правления Центрального Банка в МВФ в апреле должна призвать G-20 к следующему:

  • Повысить прозрачность компаний всех секторов, обязав их публиковать отчеты по дивидендам, уплаченным государству, равно как и открывать информацию о доходах и ключевые сведения об организации в соответствии с требованиями конкретного проекта и конкретной страны. Кроме того, необходимо требовать раскрытия полностью консолидированных и частично консолидированных дочерних компаний.

  • Требовать в обязательном порядке раскрывать сведения о подлинных владельцах и учредителях компании, доверительных управляющих, бенефициаров управляющих компаний или иных систем управления с аналогичным эффектом. Информация должна быть доведена до соответствующих следственных и судебных органов как на государственном, так и на международном уровне. Также информация должна быть доступна финансовым организациям для оказания помощи клиентам в процессе проверки объекта инвестирования в процессе дью-дилидженса.

  • Поощрять другие страны присоединиться к Глобальному форуму по прозрачности и обмену информацией и многосторонней Конвенции об обмене налоговой информацией (Global Forum on Transparency and Exchange of Information and the Multilateral Convention on Tax Information Exchange), и обеспечивать автоматический обмен налоговой информацией. Подписание Конвенции развивающимися странами и офшорными финансовыми центрами (offshore financial centres) сделает ее эффективной основой для отслеживания незаконных финансовых потоков. Недавние двусторонние инициативы некоторых государств - членов G20 нарушают эффективный информационный обмен и идут вразрез с принятым G20 в 2009 году решением о банковской тайне, а значит, не должны быть поддержаны.

  • Осуществлять активную поддержку и содействие упрощенной процедуре возвращения украденных активов, основанных на рекомендациях Инициативы по возвращению украденных активов (StAR) отчета “Препятствия возвращения активов” (Barriers to Asset Recovery).

  • Обеспечивать выполнение девятой статьи Конвенции ООН против коррупции (UNCAC) в области принятия мер, направленных на развитие прозрачности и подотчетности в сфере управления централизованными финансами, в том числе призывать государства обеспечивать прозрачность и подотчетность в отношении коэффициента рентабельности активов.

  • 2) Способствовать ответственному и прозрачному управлению финансовым сектором.

Ключевая роль МВФ заключается в повышении стабильности глобальной финансовой системы. В следствие финансового кризиса 2008 года  значительно снизилось общественное доверие к системам управления частными финансовыми институтами. Кроме того, сократилось доверие к государственным регуляторам в сфере финансовых рынков, которые, как выяснилось, были чрезмерно заинтересованы в деятельности контролируемых ими финансовых институтов. 

Мы призываем участвующих в собраниях МВФ министров обратиться с нижеследующими инициативами к участникам саммита G20. Вместе с Советом по финансовой стабильности (FSB) и Базельским комитетом по банковскому надзору (BCBS) необходимо:

  • Повысить ответственность должностных лиц, управляющих государственным и международным финансовым сектором, чтобы гарантировать их независимость от финансовых ведомств, находящихся в их компетенции.

  • Предоставить должностным лицам все ресурсы, необходимые для выполнения их задач в условиях растущей сложности операций, проводимых мировыми финансовыми компаниями, а также обеспечить эффективную подготовку экспертов.

  • Контролировать риски в области конфликта интересов, настаивая на неуклонном соблюдении правила “вращающихся дверей”. Таким образом, бывшие сотрудники государственных учреждений не будут сразу же устраиваться на работу в организации частного сектора, и наоборот. 

  • Подать пример защиты заявителей о коррупции от неблагоприятного воздействия, и гарантировать эффективное и независимое расследование заявлений. Законодательные предложения должны обсуждаться с соответствующими экспертами и представителями гражданского общества, чтобы гарантировать их соответствие стандартам лучшей практики.

  • Повышать подотчетность финансовых услуг, требуя более полного раскрытия информации о рисках финансовых организаций, и иной информации, необходимой для контроля рисков: сведений об антикорупционных программах, внутренних операциях, данных об исполнении заемных обязательств и моделях оценки активов.

  • Финансовые организации также должны ежегодно докладывать о принятых мерах по укреплению контроля рисков. Особенно это важно в отношении деятельности топ-менеджемента организаций.

  • Необходимо стимулировать поощрять FSB и BCBS заимствовать  к внедрению систем информационной прозрачности, принятых в качестве стандартов в ВМФ и Всемирном Банке. В этом отношении мы ожидаем рекомендаций со стороны рабочей группы Working Group on FSB Capacity, Resources and Governance.

Мы заранее благодарим вас за внимание, уделенное нашим рекомендациям, и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

icon Письмо министрам финансов центральных банков 03.04.2012 (223.61 Кбайт)