Заявление Правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Р

Правление российской автономной некоммерческой организации Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Р считает, что принятый 20 июля и вступающий в силу 21 ноября 2012 года закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" представляет собой очередное свидетельство того, что для российской власти соблюдение принципа верховенства права не является обязательным.

Основная исключительно политическая цель этого закона, вносящего изменения и дополнения в законы "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации – заставить "общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации" подавать заявления о включении их в некий "реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". При этом "злостное уклонение" как неоднократный отказ от подачи такого заявления и/или от исполнения других обязанностей, "определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента", влечет за собой уголовное наказание.

Это законодательное нововведение представляется несоответствующим не только духу, но и букве Конституции России.

Прежде всего, слово "агент" (к каким бы лицемерным отговоркам ни прибегали авторы закона) означает либо выполнение прямых заданий некоего "патрона" ("принципала"), либо деятельность в его интересах. Поэтому, признав себя "иностранным агентом" организация фактически должна признать, что она не работает на пользу своей страны – России, а преследует интересы иностранного государства, иностранной или международной организации.

Мы не считаем, что, выполняя главную задачу нашей организации, борясь с коррупцией, наносим вред или не приносим пользу своей стране. Таким образом, подав заявление о внесении организации в реестр "иностранных агентов", мы по своей воле вовлекали бы себя в круг лжи, созданный авторами закона.

Попытка заставить российских граждан заявлять о себе как о людях, которые преследуют интересы других государств, нарушает принцип равноправия, установленный в статье 19 Конституции России. Эта статья "гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". Ограничивая граждан в правах по признаку принадлежности к общественным организациям, закон вводит дискриминацию российских граждан. Ведь публичное заявление о себе как об иностранном агенте, как говорилось, фактически ставит в заведомо унизительное и неравноправное положение некоторые общественные объединения. Таким образом, вопреки и Конституции России, и международным правовым нормам, граждане страны ограничиваются в своих правах.

Требование заявлять о себе как об организации - иностранном агенте, нарушает и принцип, закрепленный в статье 51 Конституции России: «Никто не обязан свидетельствовать против себя». Заявлять о себе как об иностранном агенте для нормального гражданина есть очевидное свидетельство против самого себя, не говоря о том, что это свидетельство будет заведомо ложным.

Согласно статье 32 Конституции России, «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Закон «об иностранных агентах» фактически указывает организациям, деятельность которых финансируются из иностранных источников: «Вы не смеете участвовать в управлении, ибо вы – иностранные агенты».

Нас лукаво спрашивают: а почему вы не просите деньги на свою деятельность у отечественных спонсоров? Но спрашивающие прекрасно знают ответ. Российские бизнесмены никогда не рискнут дать средства на деятельность, которая может не понравиться чиновникам. А чиновникам никогда не понравится деятельность, направленная на разоблачение коррупции и беззакония. Получается, что когда речь идет о весьма болезненной для бюрократии, но необходимой для общества деятельности по гражданскому противодействию коррупции, то отныне и законодательство направлено против организаций, рискующих ею заниматься.

Статья 55 Конституции России говорит, что "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". В Комментарии к Конституции России, подготовленном судьями и научными сотрудниками аппарата Конституционного Суда РФ, сказано, что умаление может осуществляться путем "создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина и т.п.". Совершенно очевидно, что закон "об иностранных агентах" умалил не только принцип равноправия, но и право граждан России участвовать в управлении делами государства.

Авторы закона утверждают, что они пытаются защищать конституционный строй. И при этом одним из признаков признания общественных объединений "иностранными агентами" названо занятие политической деятельностью.

Такая деятельность понимается в законе как участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Однако "воздействие граждан на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях" есть сердцевина, смысл, суть права на участие граждан в управлении делами государства. Никакие общественные объединения, не являющиеся партиями не вправе выдвигать своих кандидатов для выборов в органы государственной власти, т.е. не могут бороться за власть. Но все мы, граждане России – отдельно взятые или состоящие в общественных объединениях – вправе влиять на государственную политику. В этом – смысл демократии.

Политической деятельностью в смысле влияния на государственную политику, а не борьбы за власть, в том или ином объеме вынуждено заниматься большинство общественных объединений совершенно разной направленности. Ибо любая неправительственная организация периодически бывает заинтересована в изменении государственной политики в конкретной сфере общественной жизни и для этого будет пытаться формировать соответствующее общественное мнение.

Да, некоторые общественные объединения получают денежные средства из-за рубежа. Но если при этом в своей деятельности они не нарушают Конституцию России, то почему их следует подозревать в подрывной деятельности. Судить о людях и их объединениях по источникам финансирования, а не по тому, что и как они делают в публичной сфере, есть прямое нарушение конституционных принципов.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Р всегда руководствовался и впредь будет руководствоваться в своей деятельности принципом верховенства Конституции России.

При возникновении коллизий между нормами Закона "об иностранных агентах" и нормами Конституции России, в том числе и по вопросу о "реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", мы будем принимать решения и действовать в соответствии с нормами статьи 15 Конституции России о ее высшей юридической силе, прямом действии на всей территории страны и о приоритете общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров, заключенных Россией, по отношению к правилам, установленным российскими законами.

Все разногласия и споры с уполномоченными органами российской власти по вопросам применения закона "об иностранных агентах" в отношении нашей организации мы будем разрешать в установленном порядке в российских и международных судебных инстанциях.

Подписавшиеся члены правления:

Краснов Михаил Александрович
Никитинский Леонид Васильевич
Панфилова Елена Анатольевна
Гениева Екатерина Юрьевна
Кабанов Кирилл Викторович
Горный Михаил Бениаминович
Гольц Александр Матвеевич
Нисневич Юлий Анатольевич
Чуклинов Андрей Евгеньевич
Рыбаков Николай Игоревич
Шевердяев Станислав Николаевич
Левин Марк Иосифович