Антикоррупционное просвещение: первый опыт

28 января, сотрудники Центра ТИ-Р Анна Баталина и Софья Дробинская провели в рамках кампании по антикоррупционному просвещению открытый урок для учеников девятого класса московской гимназии №45.  Его целью было не просто объяснить ученикам, что такое коррупция и какая она бывает, но и рассказать о международных организациях и международном сотрудничестве по противодействию коррупции.

Анна Баталина поделилась опытом:

«Занятие проводилось в рамках школьного курса права. Преподаватель попросил нас рассказать не столько о том, что такое коррупция, сколько о том, почему она плоха для государства и что можно сделать в рамках института гражданского общества.

Сложнее всего было объяснить, что когда говорят о том, что “люди не готовы к противодействию”, “люди не хотят”, “люди не будут”, то эти самые “люди” на самом деле – они сами. Естественно, за один урок практически невозможно изменить мировоззрение школьников. Однако за 3-4 занятия донести, что противодействие коррупции – дело каждого, а не чиновников и “народа” вполне возможно. На самом деле, это довольно сложная тема. Далеко не все взрослые отождествляют себя с налогоплательщиками, которые формируют государственный бюджет, а свои деньги – с теми миллионами, которые растрачиваются при строительстве дорог, стадионов или на других проектах.

Для нас важнее всего было привлечь внимание, рассказать школьникам, что такая проблема есть, чтобы они были готовы, если впоследствии с ней столкнутся.

С первым классом у нас получился живой диалог. Мы обсудили, какая бывает коррупция, как с ней бороться. С ребятами из второго класса мы писали письмо коррумпированному чиновнику с просьбой одуматься. Кто-то написал серьезные обращения, у кого-то получились довольно неформальные письма, а двое ребят даже написали песню.

Мы пытались убедить ребят, что во взрослой жизни лучше осознанно принимать решения и понимать, к чему может привести коррупционная деятельность, избавить их от представлений о том, что “так положено” и “а как иначе”.

Софья Дробинская также рассказала об открытом уроке:

«Мы начали плановое наступление на школы с уроком антикоррупционного просвещения для школьников средних и старших классов. Для первого опыта мы выбрали московскую гимназию №45, и опыт получился крайне удачным. Точнее, выбрали нас они. Этим летом Центр ТИ-Р участвовал в Пикнике “Афиши”. Преподаватели школы нашли наш стенд, и сами договорились с Аней Баталиной о пробном уроке. И вот в конце января он состоялся. Урок вела бесстрашная Аня, а я делала фотографии, снимала на видеокамеру, а также наблюдала за происходящим, чтобы в дальнейшем переработать и углубить программу урока. Мы провели два урока в рамках школьного курса обществознания для двух девятых классов по 40 минут подряд. Наши дети знали некоторые профильные термины, смогли перечислить разные виды коррупции и даже приводили в пример сингапурскую модель. А еще мы им показали отрывок из мультика. Если вы еще не видели - приятного двадцатиминутного просмотра (“The Simpsons”, сезон 3, эпизод 2). Это помогло оторвать детей от телефонов, и пересадить их на первые парты, поближе к экрану. Потом разговор пошел живее. Эта школа по случайному совпадению является моей выпускной, поэтому учителя особенно радовались нам. Кстати, на уроке присутствовали несколько местных преподавателей. Они остались довольны, и теперь предлагают нам провести цикл занятий. В конце занятия Аня предложила простые механизмы противодействия коррупции, рассказала про нашу работу, и предложила продолжать общение.

Мы считаем, что опыт вышел удачным, а теперь пора расширяться. Мы приняли решение разработать программу сдвоенного урока и собрать группу волонтеров, которые рады будут пойти в дружественные школы и пообщаться с молодежью.

Первая масштабная волна назначена на апрель. А второй волной мы планируем сделать долгожданный выход в школы на 1-ое сентября. У нас есть мечта заменить просветительским антикоррупционным уроком обязательный классный час  "Россия в мире", который в этот день проходит во всех школах страны.

Друзья, если вы хотите присоединиться к нам и готовы в будущем провести урок в школе, то пожалуйста, заявите об этом. Мы соберем всех желающих и проведем тренинги по разработанной нами программе урока. Если после выпускного у вас остались теплые отношения с вашей школой и директором, вы можете предложить им нашу программу. И мы обязательно проведем урок и в вашей школе».