Как изменить отношение школьников к коррупции за сорок минут

В международный день борьбы с коррупцией эксперты Центра ТИ-Р провели антикоррупционные уроки в школах Москвы, Сергиева Посада, Калининграда, Барнаула, Владимира и Санкт-Петербурга.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Всемирный день противодействия коррупции. Именно в этот день 11 лет назад в Мексике была открыта для подписания международная Конвенция ООН о противодействии коррупции.

По традиции, уже четвертый год подряд сотрудники Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики (ПУЛ АП) и эксперты Центра ТИ-Р проводят в школах антикоррупционный урок, приуроченный к этой дате.

Основной смысл антикоррупционного урока — объяснить школьникам, что коррупция — это плохо. Граждане страны могут реализовать свои права во взаимоотношениях с государством и чиновниками, не прибегая к коррупционным схемам и взяточничеству.

Сергиев Посад

Эксперт ПУЛ АП Алла Кулькова провела 8 декабря урок у седьмых и восьмых классов Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского. В начале каждого антикоррупционного урока выделялось время на обсуждение события, имеющего международное значение — подписание Конвенции ООН против коррупции.

В ходе занятия со школьниками обсуждались условия возникновения коррупции, экономические последствия коррупционного поведения, виды коррупции и основные меры противодействия ей. Многие школьники активно принимали участие в уроке — задавали вопросы, делились собственным мнением и решали задачи по ходу занятия.

Москва

Ученики 10 и 11 классов московской школы № 1114 в рамках урока обществознания обсуждали с экспертом ПУЛ АП Анной Баталиной определение коррупции, а также формы, которые она может принимать; говорили о том, что лично каждый может сделать для того, чтобы ей противодействовать.

По просьбе руководства школы Анна Баталина рассказала о деятельности Центра «Трансперенси Интернешнл - Р» и Индексе восприятия коррупции. Она также сделала акцент на универсальности коррупции и особенностях восприятия коррупции в разных странах.

Анна Баталина об антикоррупционном уроке в Москве:

«Я не питаю иллюзий, что после наших встреч школьники, вступив во взрослую жизнь, никогда не будут совершать коррупционные правонарушения. Однако я надеюсь, что теперь, столкнувшись с коррупцией, они задумаются: «А можно ли что-то сделать, чтобы не давать взятку? А какие есть пути законного разрешения проблемы?» Для меня главное — побороть восприятие коррупции как чего-то само собой разумеющегося».

Калининград

По приглашению Управления Министерства юстиции РФ по Калининградской области Игорь Сергеев, эксперт Центра ТИ-Р в Калининграде, провел открытый урок в средней школе № 4 города Калининграда. Используя сатирические карикатуры в качестве наглядного пособия, он рассказал школьникам, что такое коррупция и как она влияет на жизнь общества и работу государственных институтов.

Игорь Сергеев об антикоррупционном уроке в Калининграде:

«Было задано несколько дельных и довольно зрелых вопросов про активы, офшоры и конфликт интересов. Это была моя первая аудитория, которую настолько заинтересовали (и озаботили) показатели Индекса восприятия коррупции, что пришлось даже кратко рассказать о кардинально разных подходах к проблеме коррупции в Сингапуре и Финляндии, входящих в число лидеров Индекса.

Основной вывод: если более возрастную категорию слушателей обычно в большей степени интересует, как лично не влипнуть в коррупцию, то школьников, как ни странно, интересовали глобальные вопросы международного имиджа нашего государства».

Барнаул

Руководитель Сибирского центра ТИ-Р Станислав Андрейчук (на фото) прочитал старшеклассникам лицея № 112 города Барнаула лекцию о том, что такое коррупция и какие типы коррупции существуют в современном мире. Школьники обсудили последствия коррупции, ее влияние на жизнь общества.

Станислав Андрейчук об антикоррупционном уроке в Барнауле:

«Мне кажется, это очень важная часть нашей повседневной работы. Мы, конечно, гоняемся за конкретными жуликами, пытаемся наказать их за совершенное. Но мне это напоминает тушение пожара — ущерб-то всё равно уже нанесен. Проще, дешевле, а главное, эффективнее заниматься профилактикой. И начинать эту работу нужно именно в школах.

Я увидел, как у ребят всего за 40 минут принципиально изменилось отношение к коррупции. Убежден, что, как минимум, часть из них теперь получила прививку от взяточничества и казнокрадства».

Санкт-Петербург

В петербургской школе № 216 с углублённым изучением польского языка два антикоррупционных урока провела Алёна Вандышева. Семиклассники постарались ответить на вопрос: зачем судьям, прокурорам и адвокатам нужен кодекс этики?

Школьники создали образы независимого и беспристрастного судьи, красноречивого и справедливого прокурора, принципиального и смелого полицейского. Они обсудили, что произойдёт, если юристы не будут обладать подобными профессиональными качествами. Еще одной темой дискуссии стал вопрос о формах, в которых может проявляться коррупция.

На занятии с ребятами из одиннадцатого класса проводился тренинг по защите прав предпринимателей. Можно ли вести бизнес честно? Почему менеджеры с безупречной репутацией в зарубежных странах являются самыми высокооплачиваемыми? Куда обратиться за помощью, если вымогают взятку или угрожают закрыть предприятие, предъявив ложное обвинение? Эти и многие другие вопросы обсуждались на примере ситуаций, взятых из реальной практики.

Владимир

В Педагогическом колледже Владимира открытый урок провели Анна Баталина и Кирилл Шторм. В большой аудитории удалось собрать будущих педагогов, правоведов и историков. За два часа общения были затронуты темы кумовства, конфликта интересов, бытового взяточничества и откатов. Эксперты Центра ТИ-Р обсудили со студентами, откуда берется коррупция и как она влияет на общество и государственные институты.

Кирилл Шторм об антикоррупционном уроке во Владимире:

«У нас, конечно, развернулась дискуссия о том, чем хороша и плоха коррупция. Студенты сами предлагали варианты противодействия коррупции, и они были весьма изобретательны. Многие сошлись на мысли, что коррупция должна стать невыгодной. На вопрос, кто из присутствующих не читал Конституцию, подняли руки лишь четыре студента. Это вселяет надежды на надёжное будущее в правовом просвещении».