Мировой опыт: Как сформировать в стране «культуру честной игры»

Многие страны мира ставят перед собой задачу воспитания общества, не приемлющего коррупцию. Эксперт Центра «Трансперенси Интернешнл – Р» Алёна Вандышева рассказала о мировом опыте антикоррупционного образования на конференции в городе Владимир.

С докладом «Эффективные технологии в сфере антикоррупционного образования» Алёна Вандышева, являющаяся также старшим преподавателем Департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, выступила 27 февраля на Научно-практической конференции «Образовательные технологии в школе XXI века» во Владимирском институте развития образования (ВИРО).

Куда идут твои налоги

По словам эксперта, основная цель антикоррупционного образования – формирование культуры честности, «культуры честной игры». Она привела в пример опыт стран, где демонстрация возможностей антикоррупционных реформ школьникам и студентам, существенно облегчала их проведение в сложных исходных условиях.

Проект «Куда идут твои налоги», реализованный в Сан-Паулу (Бразилия), помог школьникам узнать, как формируется бюджет, на что и как расходуются бюджетные деньги. Одна из ключевых мыслей, которую авторы проекта пытались донести до целевой аудитории – публичные ресурсы и государственная собственности принадлежат всем гражданам, а ответственность за использование этих ресурсов лежит не только на чиновниках.

Кукольный театр

Другой пример – интерактивная образовательная платформа в китайском городе Макао. Она разрабатывалась с ориентиром на интересы младших школьников, поэтому данный опыт весьма уникален. Для детей разыгрывали кукольные представления, сюжетом которых стали реальные нарушения чиновников. К дереву желаний можно было прикрепить бумажную карточку в виде фрукта с загаданным желанием. Один из участников написал: «Хочу быть пилотом, но не хочу видеть нечестных людей в своём самолёте». Достаточно перспективно для формирования честной личности?

В итальянском проекте «Цена коррупции» были задействованы повседневные герои – полицейские, судьи, прокуроры. Пообщавшись с такими героями, школьники писали эссе с предложениями, как можно противодействовать коррупции.

Помощь психолога

Курс этики, введённый во многих школах США, также служит прекрасным примером. Внедрять этот курс помогают психологи, потому что в его рамках школьники зачастую оказываются в ситуации этического или морального выбора. В американских школах учащиеся, как правило, не списывают, потому что это нарушает принцип равенства. Кстати, равенство является основополагающей конституционной ценностью и для России.

Эти и другие примеры антикоррупционных образовательных программ различных стран мира подробно описаны в публикации «Teaching integrity to youth: examples from 11 countries» (на английском языке).

Ролевые игры

Участники конференции познакомились и с опытом Санкт-Петербурга. В городских школах регулярно проводятся антикоррупционные уроки, на которых школьники, участвуя в дискуссиях и ролевых играх, пытаются понять, как можно противодействовать коррупции и чем она грозит. Многим кажется, что это абстрактное явление, но его последствия вполне реальны и зачастую опасны.

Алёна Вандышева является экспертом в области создания антикоррупционных образовательных программ. С некоторыми из них можно ознакомиться на сайте Центра «Трансперенси Интернешнл – Р».

Дополнительные материалы:

Презентация «Эффективные технологии в сфере антикоррупционного образования»