Россия не обеспечивает прозрачность в отношении собственников участников госзакупок

Британское отделение Transparency International при содействии других национальных отделений обновило проект Anticorruption Pledge Tracker, где  отслеживаются самые важные антикоррупционные обещания стран, данные ими в 2016 году на Антикоррупционном саммите в Лондоне. Состояние выполнения фиксируются в семи оценках: выполнено, реализуется, продолжается, нет данных, неактивно, просрочено, не реализуется. Позиции России по выполнению взятых обязательств за последний год значительно не изменились.

Особого внимания заслуживает обещание нашей страны обеспечить раскрытие конечных бенефициаров всех компаний, участвующих в госзакупках. В рамках выполнения обязательств по этому пункту Россия внесла изменения в закон «О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) в 2015 г., но только в этом году окончательно запретила регистрировать в единой системе госзакупок компании из офшорных зон. Несмотря на это они все еще могут учреждать полностью подконтрольные им российские компании, которые могут участвовать в госзакупках без раскрытия своих бенефициаров. Кроме того, многие госзакупки проводятся по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), который не запрещает участие в них самих офшорных компаний.

Мы призываем власти принять решительные меры по введению полного запрета на участие в госзакупках компаний, контролируемых офшорами, а также введению обязанности для остальных участников госзакупок публично раскрывать своих конечных выгодоприобретателей.

Справка

В 2017 году Россия вела работу по 81% взятых обязательств, из которых полностью выполнила два, по восьми работа продолжалась, пять находились в стадии реализации. Единственным неактивным оказалось обязательство по обеспечению прозрачности бенефициарных собственников всех компаний, участвующих в государственных закупках. 

В 2019 году у России, согласно обновлению Pledge Tracker, продолжалась реализация 57% обязательств по обеспечению прозрачности в госзакупках, следованию принципам Хартии открытых данных, обеспечению работы национальных органов по выявлению, изъятию и возврату коррупционных активов из иностранных юрисдикций и интеграции принципов прозрачности и честности в спорте. 

Нет данных по 29% обязательств, в том числе по такому, как расширение механизмов международного сотрудничества для выявления, изъятия и возврата коррупционных активов из иностранных юрисдикций. Также не осуществляется заключение новых двусторонних соглашений для обеспечения правоохранительным органам и подразделениям финансовой разведки эффективного доступа к информации о бенефициарных владельцах компаний.