Декларационная кампания-2020 отложена указом Путина. Объясняем, почему это не получится

17 апреля президент России Владимир Путин своим указом перенес срок подачи сведений о доходах и имуществе публичных должностных лиц в связи с пандемией COVID-19. Указ меняет срок подачи деклараций для некоторых категорий подотчетных лиц, в первую очередь — для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и руководителей подведомственных организаций. Кроме того, задним числом с 1 апреля переносится на 1 августа крайний срок подачи деклараций для президента, министров и глав регионов. Следовательно, бόльшую часть деклараций мы сможем увидеть только во второй половине августа. «Трансперенси» отмечает, что указ президента идет вразрез со сложившейся практикой в сфере декларационного законодательства и препятствует повышению прозрачности и подотчетности российской власти, и требует опубликовать декларации членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.

Кто решает, когда чиновникам отчитываться

Декларационная кампания в России делится на две части. В апреле публикуются декларации президента, членов Правительства, глав регионов, членов федерального и региональных парламентов и сотрудников Администрации президента. В мае размещается информация о доходах и имуществе большей части государственных и муниципальных служащих. Декларирование введено для борьбы с коррупцией и повышения прозрачности российской власти, однако закон о противодействии коррупции не устанавливает сроков для подачи деклараций, а отсылает к другим законам и подзаконным актам — например, отдельным указам президента.

Тем не менее новый «коронавирусный» указ президента не распространяется на нормы, касающиеся срока подачи или опубликования данных, установленные на уровне закона. Так, статья 10 закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания» устанавливает 1 апреля крайним сроком подачи деклараций. Также в законодательных актах сроки установлены для судей и служащих таможни. Региональные парламентарии тоже должны подавать декларации к 1 апреля. Эту дату закрепляет статья 12 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Закон оставляет региональным законодателям право самостоятельно регулировать порядок подачи и публикации деклараций, в том числе и сроки этих процессов, но эти нормы также не могут меняться президентским указом — для этого нужен полный законотворческий процесс на уровне субъекта.

Пандемия — не повод отказываться от декларационной кампании

Можно утверждать, что власть стала заложницей созданной ею же неразберихи в антикоррупционном и декларационном законодательстве. Проблемы с подачей и публикацией деклараций (или переносом сроков этого процесса) не было бы, если бы существовала электронная система декларирования. Сейчас чиновникам и политикам нужно собирать бумажные справки и подавать бумажную декларацию, заполненную в специальной программе. Кроме того, не совсем понятно, зачем предоставлять отсрочку для тех категорий, которые по правилам должны были подать сведения о своих доходах не позже начала апреля. Несмотря на введенные ограничения в связи с эпидемией, органы государственной власти продолжают работать. Это подтверждают не только региональные парламентарии, но и 11 префектов московских округов и тринадцать глав регионов, чьи сведения о доходах уже доступны на официальных сайтах и в Деклараторе.

Пандемия используется как повод пересмотреть наработанные практики в разных сферах общественной жизни; к сожалению, под удар попало и право на доступ к информации о доходах и имуществе. Изменение сроков подачи и публикации данных в целом представляется нам нецелесообразным. Декларации депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации должны быть опубликованы в течение 14 дней после истечения крайнего срока их подачи — до 21 апреля. Мы требуем от руководителей обеих палат парламента обеспечить соблюдение установленной законом нормы.

Кто уже опубликовал декларации

На 20 апреля декларации разместили 44 законодательных собрания и 13 глав регионов. Больше всех в 2019 году заработал губернатор Сахалина Валерий Лимаренко, на втором месте — губернатор Томской области Сергей Жвачкин, на третьем — глава Кемеровской области Сергей Цивилев.

  1. Валерий Лимаренко, Губернатор Сахалинской области — 39 569 759 руб.

  2. Сергей Жвачкин, Губернатор Томской области — 16 672 930 руб.

  3. Сергей Цивилев, Губернатор Кемеровской области — 11 032 599 руб.

  4. Александр Дрозденко, Губернатор Ленинградской области — 6 007 446 руб.

  5. Алексей Цыденов, Глава Республики Бурятия — 5 681 096 руб.

  6. Ростислав Гольдштейн, Губернатор Еврейской автономной области — 5 308 501 руб.

  7. Шолбан Кара-оол, Глава Республики Тыва — 4 266 933 руб.

  8. Владимир Васильев, Глава Республики Дагестан — 4 043 822 руб.

  9. Евгений Савченко, Губернатор Белгородской области — 3 718 460 руб.

  10. Роман Старовойт, Губернатор Курской области — 3 095 701 руб.

  11. Игорь Васильев, Губернатор Кировской области — 2 687 541 руб.

  12. Махмуд-Али Калиматов, Глава Республики Ингушетия — 1 546 389 руб.

  13. Бату Хасиков, Глава Республики Калмыкия — 1 241 960 руб.



Фото с сайта dumasakhalin.ru.