Гражданский контроль за один день

Семинар «Как сделать гражданский контроль результативным» прошел в Петербурге в четверг, 26 июня. Его организовали Региональный антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл – Р» и «Лига избирательниц».

«Не все чиновники делают это»

Российские чиновники и депутаты обязаны публиковать сведения о своих доходах на официальных сайтах органов власти, где они работают. Изучение этих интереснейших для гражданского контроля документов сопряжено с трудностями: старые декларации исчезают, новые – появляются в самых глубоких уголках сайтов, сведения из них могут быть неполными и устаревшими. Чтобы сохранить сведения в целости и сохранности, в 2011 году создан проект «Декларатор». На сегодняшний день это самая крупная регулярно обновляемая база данных о доходах ответственных лиц.

Благодаря «Декларатору» любой гражданин может сопоставлять доходы ответственных лиц в разные годы. Но такая прозрачность не положила конец злоупотреблениям. В Государственной Думе 10 депутатов, у которых в декларациях прописаны большие доходы, чем они официально зарабатывают. А жена мэра Калининграда Александра Ярошука Жанна входит в правление французской некоммерческой организации, которая, в свою очередь, владеет виллой в Ницце. В декларации эта вилла не отражена.

«В Грузии все декларации публикуются на едином портале, который в свое время был создан общественными организациями, – рассказывает эксперт «Трансперенси Интернешнл – Р» Андрей Жвирблис. – Мы надеемся, что наш проект «Декларатор» когда-нибудь тоже станет таким официальным порталом с декларациями в машиночитаемом формате, и не нужно будет блуждать по отдельным сайтам в поисках информации».

После рассказа Андрея Жвирблиса обсуждение гражданского контроля деклараций перенеслось в рабочую группу. «Мы обсудили возможные проекты на городском и региональном уровне, – рассказывает эксперт. – Таковым может стать мониторинг наличия и качества размещения деклараций руководителями ключевых предприятий городского хозяйства («Водоканал», «Гормост», электросети, общественный транспорт и тому подобное). Эти организации с недавних пор обязаны публиковать декларации своих руководителей, и нет уверенности, что все они делают это и делают правильно. В процессе мониторинга может оцениваться как выполнение формальных требований, так и просто удобство формы публикации деклараций».

Участников обсуждения заинтересовала возможность отслеживания родственников депутатов Законодательного собрания Петербурга и других парламентов: кто из депутатов воспользовался возможностью и устроил своих близких на хорошие места? Сколько они зарабатывают?

В случае отсутствия деклараций на официальном сайте можно писать в ведомственные комиссии по этике, прокуратуру, Управление президента по противодействию коррупции (администрация президента), региональному уполномоченному по противодействию коррупции (в Петербурге такого нет, а в Ульяновской области, например, есть) и СМИ.

От информации к качеству жизни

О главном условии гражданского контроля – информационной открытости власти, рассказал кандидат юридических наук, председатель совета Фонда свободы информации Иван Павлов. По его словам, доступ к информации в конечном счете ведет к улучшению качества жизни.

Презентация: Иван Павлов

В России существует более ста видов тайн: государственная, коммерческая, персональные данные, профессиональная тайна (медицинская, адвокатская, банковская), личная и семейная... В 1994 году вышло постановление «О служебной тайне», причем оно же стало первым документом под грифом ДСП. В 2005 году Иван Павлов отправил запрос в правительство с просьбой опубликовать документ. «Ответ был такой: лицо, которое подписало постановление, признало, что оно для служебного пользования. Оспаривать можно только опубликованные нормативно-правовые акты», – рассказывает юрист. Спустя 11 лет после издания постановления его все же опубликовали. Правда, оспорить документ в суде не удалось.

Тему информационной открытости продолжил руководитель Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев. По его словам, практически вся информация, которую Фонд использует в расследованиях, есть в открытом доступе – главное знать, где искать. Это электронные госзакупки, Единый государственный реестр юридических лиц, Росреестр и зарубежные базы данных недвижимости. Иногда приходится прибегать к особым инструментам. Например, в расследовании про дачи известных политиков использовались квадракоптеры – беспилотные летательные аппараты с фотокамерами. «Охранник одной из дач встретил квадракоптер с ружьем наперевес», – поделился Сухарев.

Общественный контроль – версия государства

Член Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Наталия Евдокимова сравнила две версии закона «Об основах общественного контроля» – изначальный, подготовленный правозащитниками, и президентский. «При подготовке документа было сломано множество копий, но у Совета по правам человека получился работоспособный документ. То же, что пришло из администрации президента, отличается от нашего документа как небо и земля. Редактура коснулась практически всех разделов законопроекта, что полностью извратило его смысл», – сетовала Евдокимова.

В законопроекте сократили круг контролеров – ими могут быть только профессиональные организации, а не граждане и организации, как в первоначальной версии. Сокращен и круг контролируемых: проверять можно органы власти и подведомственные им организации, но не отдельных должностных лиц. Кроме того, из документа изъяли все упоминания о едином портале, где могли бы публиковаться результаты проверок. 

Презентация: Наталия Евдокимова

«Мы с юристами Фонда борьбы с коррупцией изучили оба варианта законопроекта, и по нашему мнению, они оба излишни, – прокомментировал Дмитрий Сухарев. – Дополнительных прав общественным организациям законопроект не дает, а дополнительные обязанности возлагает. По сути, это первый шаг, чтобы сказать: у нас общественные организации занимаются контролем, видите, в законе написано, а граждане, если хотят, пусть вступают в эти организации. Когда смотришь на этот закон, видишь перспективу, чем это может закончиться... Когда принимался закон о противодействии терроризму, никто не думал, что он обернется закрытием информационных сайтов. И здесь может быть то же самое».

Напоследок руководитель Службы помощи гражданам и интернет-проектов «Трансперенси Интернешнл – Р» Александр Ёлкин на примере сайта «ПроВладимир» рассказал, как локальные соцсети позволяют решать проблемы города. По его словам, соцсети помогают людям объединяться и решать проблемы самостоятельно. В свое время Ёлкину и команде пришлось закрыть проект «Карта проблем города Владимира» – проблем накопилось так много, что отслеживать их силами журналистов оказалось невозможно. Преемником владимирской карты стала «Карта коррупции» на «Антикоррупционном журнале» «Трансперенси».