От нормотворчества к правоприменению

13 декабря в Высшей Школе Экономики прошел круглый стол «Система антикоррупционного декларирования: итоги 2013 года», организованный Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики (ПУЛ АП) и Центром «Трансперенси Интернешнл – Р».

Участники обсуждали вопросы развития системы антикоррупционного декларирования доходов и имущества должностными лицами, судебную практику по делам о предоставлении недостоверных сведений в декларациях, проблемы распространения законодательства о декларировании на подведомственные организации, а также вопросы гражданского контроля деклараций публичных должностных лиц.

Круглый стол открыла Генеральный директор Центра «Трансперенси Интернешнл – Р» и замруководителя ПУЛ АП Елена Панфилова. Она поделилась результатами работы Центра за год и итогами проекта «Декларатор». «Нашей задачей было научить максимально широкий круг людей осуществлять гражданский контроль над доходами публичных должностных лиц. Множество госорганов сейчас не только не публикуют декларации о доходах, но и активно убирают декларации за предыдущие годы» - сказала Елена Панфилова. По ее словам, это затрудняет доступ к информации и мешает сравнительному анализу информации.

Замдиректора Центра «ТИ-Р» Иван Ниненко обратился к итогам аналогичного круглого стола, прошедшего в конце 2011 года в Высшей Школе Экономики. Многие поднятые тогда вопросы остаются актуальными до сих пор, но многое и изменилось: расширился список лиц, которые должны подавать декларации, созданы единые требования к месту размещения деклараций на официальных сайтах. Ссылка на антикоррупционный раздел должна быть расположена на главной странице сайта, и есть случаи, когда прокуратура признавала нарушением публикацию декларации, которую мог найти только пользователь, который заранее знал, где она находится. Остаются вопросы к публикации деклараций судей: есть разные мнения  о том, должны ли они это делать по закону. На практике декларации арбитражных судей опубликованы почти всегда, в то время как суды общей юрисдикции этого почти никогда не делают.

Безусловно, главная новация - это введение декларирования расходов. «Ряд чиновников опубликовали информацию о своих расходах, но эта информация не представляет интереса для гражданского контроля. Не указывается сумма приобретения, не указывается, у какого банка был взят займ или ипотечный кредит, не указывается его объем» - заявил Иван Ниненко.  С декларированием расходов связана ратификация двадцатой статьи Конвенции ООН против коррупции, касающейся незаконного обогащения. Согласно этой статье, в случае, если госслужащий не может обосновать приобретения, его имущество изымается. «По нашим сведениям, ни одного такого дела не было возбуждено. Интересно, достаточно ли прокуратуре законодательных инструментов для реализации двадцатой статьи?» - задал вопрос господин Ниненко.

Тему поддержал представитель Центра развития государственной службы ВШЭ Алексей Конов. Он обратил внимание на законодательные лакуны, связанные с возможным изъятием незаконно нажитой собственности: в законе не прописана процедура изъятия имущества, например, в случае увольнения или смерти проворовавшегося чиновника. Отдельный вопрос - оценка и реализация изымаемого имущества. Это могут быть, например, доли акций и предприятий, или объект имущества, только часть которого была приобретена на незаконно нажитой собственности. Такой процесс сам по себе содержит высокие коррупционные риски. Итог простой - закон не работает.

Также Алексей Конов рассказал о практике применения мер ответственности к нарушителям подачи деклараций. Служащие могут оспорить в суде увольнение в связи с утратой доверия, и часто это делают. Зачастую, при вскрытии подачи не точных сведений, сотруднику объявляют выговор, более того «есть случаи, когда прокуратура просит суд обязать служащего представить полные сведения, а не применять к нему меры наказания. А суд удовлетворяет этот иск. Это очень странно», - поделился Конов.

Алексей Конов также коснулся проблем, связанных с декларированием в подведомственных организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти. Неясно, кто будет ответственным за обеспечение процедуры декларирования – сами организации или «материнские» госорганы. Первые могут быть не того масштаба, чтобы специализированно заниматься антикоррупцией , вторые не всегда имеют доступ даже к личным делам сотрудников, да и обе они могут находится в тысячах километров друг от друга.

По словам Евгения Кузьмина, представлявшего Департамент по вопросам профилактики и противодействия коррупции Администрации президента, «все обозначенные проблемы уже решаются», во многом по итогам октябрьского заседания Совета при Президенте по противодействию коррупции. Елена Панфилова указала на то, что поручения, выпущенные после заседания, не опубликованы на официальном сайте Президента. «В госорганах декларирование уже не такая проблема, как три года назад», - заявил Кузьмин и призвал гражданские организации обратить внимание на муниципальную власть. По его мнению, там часто встречаются очень проблемные ситуации вплоть до отказа от публикации деклараций, например, из-за надвигающихся выборов.

Начальник отдела совершенствования мер по противодействию коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ Надежда Давыдова рассказала о нововведениях, которые планирует ввести Минтруда. В первую очередь, речь идет о ведении публичного реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Такая мера позволит публике не просто знать, кто был уволен по утрате доверия, но и другим чиновникам анализировать практику применения законодательства о декларировании, позволит ясно понять, что за нарушением в декларациях может последовать увольнение. Госпожа Давыдова сказала о планах по введению электронного декларирования, и, вкупе с ним, новых рекомендаций по заполнению деклараций.

«Подающие декларации лица не понимают, что им нужно сделать, есть проблемы с процедурными моментами, методические вопросы», - констатировала эксперт. Позже участники круглого стола неоднократно возвращались к вопросу проведения обучения для подающих декларации.

Глава приемной Центра «Трансперенси Интернешнл – Р» в Калининграде Илья Шуманов рассказал о региональном опыте мониторинга деклараций. Например, эксперты приемной выявили у депутата Калининградской облдумы Андрея Горохова незадекларированную зарубежную собственность и возможное иностранное гражданство. «Когда мы обращаемся в прокуратуру, и об этом пишут СМИ, есть временной лаг, когда человек может спрятать часть информации до получения запроса» - рассказал Шуманов. Он также рассказал участникам круглого стола о делах приемной, связанных с деятельностью губернатора области и собственностью супруги калининградского мэра.

Участники обсудили и процедуру подачи сведений о доходах. Запросы общественных контролеров - это подача деклараций в электронном виде, в едином и машиночитаемом формате. Кроме того, должны становится открытыми дополнительные сведения, которые сегодня не известны общественникам - например, год производства транспортного средства, регион страны, в котором находится принадлежащая недвижимость. Значительная часть информации, необходимой контролирующим организациям, существует в части декларации, которая не публикуется. По словам представителя Минтруда, в текущем году ожидается введение новой единой справки, в которой будут содержаться данные и о доходах, и о расходах чиновников.

Участники круглого стола сошлись во мнении о необходимости проведения более регулярных и профильных мероприятий, посвященных вопросу декларирования. «Мы надеемся, что 2014 год будет годом правоприменения» - выразила надежду Елена Панфилова, закрывая работу круглого стола.

longtable13-13-12