«Трансперенси Интернешнл – Р» просит прокуратуру и ФАС проверить госконтракты на ремонт дорог в Москве

29 августа Центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» направил в УФАС и прокуратуру заявления с просьбой проверить обоснованность заключения госконтрактов московским ГБУ «Автомобильные дороги» на ремонт дорог с единственным поставщиком.

17 августа по решению столичного управления Федеральной антимонопольной службы ГБУ «Автомобильные дороги» отменило несколько аукционов на ремонт дорог в городе на сумму 4,7 млрд руб. Жалобу в УФАС подал проект «За честные закупки» Общероссийского народного фронта. Его активист Александр Кулаков пояснил, что «заказчик [ГБУ «Автомобильные дороги»] заточил закупочную документацию под “своего” подрядчика». Кто был этим «своим подрядчиком», установить невозможно, поскольку аукционы не дошли до второй стадии рассмотрения заявок, когда данные участников аукционов становятся публичными.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ
По закону «О контрактной системе» у единственного поставщика можно осуществить закупку только в чрезвычайных ситуациях, например, во время аварий или природных катастроф. Из анализа судебной практики следует, что под чрезвычайной ситуацией любые жизненные ситуации понимать нельзя. Сжатые сроки выполнения и большой объем выполнения работ никак не могут служить основанием для закупки у единственного поставщика, так как не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

9 августа, сразу после того как УФАС удовлетворило жалобу и еще до официальной отмены аукционов, ГБУ «Автомобильные дороги» заключило восемь контрактов на ту же общую сумму 4,7 млрд руб. на ремонт тех же самых объектов, но уже без проведения торгов, а с единственным поставщиком.

Согласно закону «О контрактной системе», такая форма закупки требует обоснования. Заказчик в соответствующем документе ссылается на отмену аукционов антимонопольной службой и утверждает, что на повторную организацию аукционов времени у него уже нет. Однако закон «О контрактной системе» такого основания для закупки у единственного поставщика не предполагает (см. врезку). Этот факт побудил «Трансперенси Интернешнл – Россия» в Екатеринбурге обратиться в УФАС и прокуратуру с заявлением.

Контракты в качестве единственных поставщиков получили АО «Фирма Новострой», ООО «Аккорд спецстрой», ООО «Ремдор», ООО «Роуд Групп», ООО «Евмар», ООО «Инжиниринг». Из них две — «Аккорд спецстрой» и «Евмар» ранее госконтрактов не получали. «Роуд Групп» и «Инжиниринг» в 2015 году фигурировали в расследовании РБК, посвященном неформальной сети компаний, осваивающих бюджеты на благоустройство Москвы. Тогда они также получали госконтракты от ГБУ «Автомобильные дороги». Журналисты обратили внимание, что среди совладельцев «Роуд Групп» — бывший начальник отдела департамента капитального ремонта ГУП «Доринвест» (учреждения – предшественника «Автомобильных дорог»). Вместе с тем, заместителем руководителя «Автомобильных дорог» является бывший совладелец «Роуд Групп» Алексей Елисеев.