Будущий закон о ФКС не будет работать без подзаконных актов

Москва, 21 июня. Вчера в Госдуме РФ состоялось первое чтение законопроекта "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг (в части регулирования государственных и муниципальных закупок)". Этот законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом и аудитом за соблюдением установленных требований для обеспечения гласности и прозрачности закупок, и предотвращения коррупции в этой сфере. 

Подготовленная ранее юристами Центра Трансперенси Интернешнл – Р антикоррупционная экспертиза законопроекта была передана в Минэкономразвития. Представители ведомства согласились с небольшим количеством наших замечаний, сделанных в экспертизе. Так, из ч.2 ст.30 законопроекта, устанавливающего спектр дополнительных квалификационных требований к участникам закупок, исключено требование "управленческая компетентность", что, по нашему мнению, являлось неопределенным термином и создавало дополнительные риски. Кроме этого, МЭР согласились с предложением установить требования к содержанию протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в предварительном отборе (п.4 ст.72), а также к содержанию протокола, отражающего результаты рассмотрения и оценки котировочных предложений (п.11 ст.73). Однако в редакции, подготовленной к первому чтению, никаких правок подобного характера не замечено.
По мнению эксперта Центра ТИ-Р Юлии Ткачевой, "законопроект следует оценивать положительно. Речь идет не только о коррупционных, но и о правовых рисках. С точки зрения права, в законопроекте содержится множество полезных инструментов. Конечно, текст законопроекта о ФКС, подготовленный к первому чтению, отличается от предыдущих версий. Однако глобальных изменений не произошло, а те, что есть, носят технический характер".

Эксперт отмечает, что функционирование будущего закона будет возможно с принятием великого множества вспомогательных подзаконных актов. Многие коррупциогенные факторы обуславливаются отсутствием на данном этапе того регулирования, которое подразумевается на уровне подзаконных актов, а они еще не разработаны. Позиция Минэкономразвития заключается в том, что все подобные коррупционные факторы будут устранены с принятием данных подзаконных актов. "Подзаконные акты - это не всегда плохо, – говорит Ткачева, – Но в данном случае, их предусмотрено чрезмерно много, и ряд вопросов можно было бы урегулировать и на уровне закона. Кроме этого, неизвестно, какого качества будут эти подзаконные акты и способны ли они будут в должной мере минимизировать коррупционные риски".

Заключение ТИР 21.02.2012 (4.19 Мбайт)

Ответ МЭР 19.04.2012 (442.26 Кбайт)

Сравнение экспертизы ТИР и оценки МЭР (74.5 Кбайт)


Изображение предоставлено сайтом госреформы.