Бюджета не хватает, договоры срываются, а дома не строятся

В Великом Новгороде обсудили реализацию жилищных программ.

29 июля в Антикоррупционном центре «Трансперенси Интернешнл-Р» в Великом Новгороде состоялся круглый стол на тему эффективности бюджетных расходов при реализации государственных и муниципальных жилищных программ в Новгородской области. В мероприятии приняли участие депутаты Новгородской областной Думы Любовь Мурашова и Леонид Муратов, руководитель Управления по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода Александр Маричев, аудиторы Счетной палаты Новгородской области Анна Раевская и Ольга Николаенко. Круглый стол модерировала Анна Черепанова, руководитель Антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл-Р» в Великом Новгороде. Участники обсудили проблемы обеспечения жильем детей-сирот, ветеранов Великой Отечественной Войны, молодых семей, а также подняли вопросы о качестве жилья, строящегося по государственным программам.

Предваряя обсуждение, Анна Черепанова акцентировала внимание на недостаточности бюджетного финансирования для обеспечения жильем отдельных категорий граждан. С 2014 по 2020 год на финансирование жилья детям-сиротам в областном бюджете предусмотрено 1,3 млрд. рублей при потребности 2,7 млрд. рублей. Программа переселения граждан из аварийного жилья разработана до 2017 года, и включает многоквартирные дома, признанные непригодными для проживания на начало 1 января 2012 года. Не решен вопрос с финансированием расселения многоквартирных домов, признанных аварийными с начала 2012 года. По мнению эксперта, при существующих межбюджетных отношениях, бюджеты муниципалитетов не смогут выполнить эту задачу.

Депутат Новгородской областной Думы Леонид Муратов отметил систематическое неисполнение областным правительством федерального законодательства по обеспечению жильем детей-сирот. На первое января текущего года 407 человек имели право на получение жилья, однако государственная программа Новгородской области «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает выделение бюджетного финансирования на приобретение жилья только для 150 человек ежегодно. В результате реализации программы к 2020 году количество очередников сократится всего на 6 человек: с 237 до 231.

Анна Черепанова отметила, что область продолжает практику строительства специальных домов для детей-сирот, тем самым создавая «социальные гетто». В 2013 году Департамент строительства и дорожного хозяйства Новгородской области заключил контракт с ООО «Ленстрой» на строительство трех каркасных домов в Великом Новгороде, Новгородском районе и Боровичах — в муниципалитетах с развитым рынком жилья, где возможно приобретение готовых квартир на рынке. При этом областные чиновники заказали каркасные дома по цене кирпичных. Срок сдачи домов был запланирован на март 2014 года, однако из трех домов построен только один. Степень готовности двух оставшихся не превышает 40%.

С тем же успехом в Новгородской области реализуется Федеральная программа «Обеспечение жильем молодых семей». Обязательным требованием для участия в программе является возраст супругов, который не должен превышать 35 лет. На начало 2013 года на участие в программе подали документы 1728 молодых новгородских семей, однако до 2020 года только 780 из них получат жилье. За это время большая часть претендентов состарится и утратит право на получение господдержки. Так, например, произошло с доктором Шарковым из Боровичей, которому на момент распределения субсидий исполнилось 36 лет. По решению чиновников эту семью вычеркнули из списка получателей субсидии.

Эксперт ООО «НЭКСИ» Александр Михайлов обратил внимание на низкое качество домов, строящихся по государственным программам. Несмотря на нашумевшую историю с домом для ветеранов в Кречевицах, Департамент строительства и дорожного хозяйства Новгородской области продолжает строить каркасные дома. По мнению Михайлова, стоимость квадратного метра в доме подобной конструкции не превышает 20 тысяч рублей, при этом государственные и муниципальные контракты на такие дома заключаются по цене более 30 тысяч рублей.

Для участия в Круглом столе приехали жительницы поселка Волот, которым по программе переселения из аварийного жилья были предоставлены квартиры в каркасном неблагоустроенном доме с печками-буржуйками. По мнению господина Михайлова, проводившего осмотр дома, стоимость строительства завышена в четыре раза, при строительстве зафиксированы многочисленные нарушения СНиП, а обнаруженные дефекты неустранимы. Дом не утеплен, отсутствует вентиляция, что запрещено при наличии печи-буржуйки, нет притока воздуха. dom volot-2

В Яжелбицах в доме для переселенцев из аварийного жилья несколько квартир оказались опасными для жизни: ветровой поддув гнал угарный газ внутрь жилых помещений. Производственный дефект проявился в ходе эксплуатации: дом спроектировали с неправильной высотой дымоходов и вентканалов. В настоящее время газ отключен. 

Аудиторы Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств в программах переселения граждан из аварийного жилья, обеспечения жильем детей-сирот отметили значительное недоосвоение бюджетных средств вследствие срывов графиков строительства домов по государственным и муниципальным контрактам и бездействие государственного заказчика по взысканию неустойки за нарушения сроков выполнения работ. По оценкам экспертов, сумма штрафных санкций за срыв договоров строительства по области может достигать нескольких десятков миллионов рублей. Кроме того, заказчики принимают и оплачивают фактически невыполненные работы; осуществляют незаконное авансирование работ, отсутствует контроль исполнения контрактов, приобретаются жилые помещения ненадлежащего качества.

По итогам круглого стола будет направлено обращение на имя губернатора Новгородской области Сергея Митина о необходимости безусловного исполнения федерального законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и выделении финансирования на эти цели из бюджета области в требуемом объеме; о принятии неотложных мер по организации действенного контроля за строительством жилых домов по государственным программам с привлечением ресурса общественных и экспертных организаций.

Ответ Департамента строительства 17.07.14. Великий Новгород (494.13 Кбайт)