Как реформировать систему госзакупок?

21 ноября Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл – Р представляет доклад, посвященный анализу перспектив реформирования системы государственных закупок.

В обществе давно обсуждается необходимость реформирования системы государственных закупок.  

В связи с этим подготовлено два проекта: Федеральная антимонопольная служба предлагает изменения в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а Министерство экономического развития разработало закон о Федеральной контрактной системе.

Второй документ находится на рассмотрении в Правительстве.

В качестве одной из основных причин реформирования госзакупок называлась необходимость снижения коррупционной емкости системы. Эксперты Центра ТИ-Р проанализировали оба законопроекта и оценили коррупционные риски, содержащиеся в каждом из них. Процесс выполнения заказа был разделен на четыре этапа: прогнозирование и планирование; размещение; исполнение контрактов; контроль. На каждом из этапов был выделен ряд индикаторов, по которым оценивался уровень коррупционных рисков для обоих проектов.

В ходе исследования были выявлены высокие коррупционные риски в обоих проектах на этапе планирования государственных заказов, что связано с отсутствием прозрачности принятия решений о закупках в целом, в том числе публичного обоснования необходимости конкретного контракта, и отсутствием механизмов для выявления конфликта интересов.

На этапе размещения закупок разработчики законопроектов оставили меньше коррупционных лазеек, однако около 80% индикаторов были оценены как опасные и очень опасные. В обоих проектах нет норм, обеспечивающих независимость лиц, принимающих решение о заключении контракта.

У проекта ФАС меньше коррупционных рисков на этапе исполнения заказов по сравнению с законопроектом, разработанным Минэкономразвития. Не смотря на это, в обоих проектах не предусмотрены открытые административные процедуры изменения условий контракта.

На этапе контроля исполнения проекты ФАС и МЭР получили одинаковые результаты, притом что ни один из них не предусматривает системы общественного контроля и не предусматривает защиты лиц, выявляющих факты коррупции.

«Очевидно, что система государственных закупок, в том виде, в котором она существует сейчас, порождает возможности для коррупционных злоупотреблений, и именно искоренение подобных возможностей должно стать базовой задачей совершенствования этой системы. Оба варианта реформы, которые рассматриваются сегодня не решают данной задачи полностью, оставляя нечистым на руку чиновникам и их партнёрам изрядное количество способов освоения государственных средств с выгодой для себя» – говорит Директор Центра «Трансперенси Интернешнл – Р» Елена Панфилова.

Доклад по изменениям в сфере госзаказа 2011 год

Выдержки из доклад по изменениям в сфере госзаказа 2011 год

Таблица к докладу по изменениям в сфере госзаказа 2011 год