Леноблсуд признал недействующим областной закон об унитарных предприятиях. Им пользовались, чтобы заключать контракты без конкуренции

Ленинградский областной суд признал недействующим областной закон N 59-оз «О полномочиях государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ленинградской области по выполнению работ и оказанию услуг». С соответствующими заявлениями после обращений петербургского центра «Трансперенси Интернешнл - Россия» в суд обратились прокурор Ленинградской области и Федеральная антимонопольная служба.

Закон фактически разрешал четырем государственным унитарным предприятиям — «Автобазе Правительства Ленинградской области», «Столовой «Суворовская», «Недвижимость» и ГБУЗ «Ленинградская областная клиническая больница»,  — заключать контракты с органами власти в обход конкурсных процедур. Власти Ленинградской области уже пытались наделить эти четыре предприятия исключительными полномочиями, прописав их в законе о бюджете Ленинградской области на 2017 год, но Верховный Суд России признал эту часть закона недействующей.

После того, как закон приняли, мы обратились в прокуратуру Ленинградской области и антимонопольную службу.

В декабре 2017 года прокуратура признала, что областной закон нарушает федеральный закон «О защите конкуренции», предоставляя четырем госпредприятиям исключительные преференции, и подготовила заявление в суд о признании областного закона недействующим. Такое же исковое заявление подготовил и областной УФАС в январе 2018 года, но из-за отсутствия необходимых полномочий, его направила в суд Федеральная антимонопольная служба. В мае 2018 года, после нашего очередного напоминания о необходимости обжалования закона, антимонопольная служба и прокуратура повторно сообщили о подготовке исковых заявлений.

К примеру, за несколько месяцев 2018 года власти Ленинградской области без проведения конкурсных процедур заключили с ГУП «Автобаза Правительства Ленинградской области» несколько контрактов на транспортное обслуживание. В частности, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области заключил контракт на транспортное обслуживание за 2,7 млн руб., уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области — контракт на 2,95 млн руб., избирательная комиссия Ленинградской области  — на 9 млн руб., а Заксобрание Ленинградской области — контракт на транспортное обслуживание в 2018-2020 годах за 198 млн руб.

Мы не раз обращались в различные инстанции в связи с аналогичным законом в Санкт-Петербурге. По заявлению городского УФАС, часть городского закона была признана недействующей, а действия губернатора и ЗакСа Санкт-Петербурга по необоснованному препятствованию осуществлению хозяйственной деятельности на конкурентных рынках попали в «черную книгу» ФАС за 2017 год.

Напомним, что 20 сентября Правительство одобрило законопроект, согласно которому ГУПы и МУПы в России могут быть ликвидированы (за исключением тех предприятий, деятельность которых касается обороны и безопасности страны).

Фотография с сайта http://oblsud.lo.sudrf.ru/