Нелегкая судьба липецких дорог: колонка юриста «Трансперенси» Марии Логвиновой

Юрист «Трансперенси Интернешнл – Россия» Мария Логвинова специально для издания «7х7 — Горизонтальная Россия» рассказала, как активисты Липецкой области уже восемь лет противостоят недобросовестными коммунальным службам. Текст можно прочитать как на сайте 7х7, так и у нас — чуть ниже.  


23 027 552, 49 рублей потратило в 2019 году Муниципальное учреждение «Управление главного смотрителя г. Липецка» на нанесение горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети города. При этом в январе 2020 года на крупных улицах Липецка еще оставались стертые пешеходные переходы.

В Книгу жалоб «Трансперенси Интернешнл – Россия» поступило обращение от заявителя из Липецка. Оказывается, в городе уже восемь лет идет активное противостояние активистов за безопасность дорожного движения с одной стороны и ГИБДД, местной администрации и прокуратуры — с другой. Дело в том, что отсутствие горизонтальной разметки на дороге, включая пешеходные переходы, является основанием для административной ответственности органов, которые обязаны содержать дороги в безопасном состоянии. Так, ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает штраф от 20 до 30 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей — для юридических (органов).

В 2018 году неравнодушные жители Липецка направили множество обращений и жалоб по различным проблемам, связанным с безопасностью дорог: разметка, люки ливневой канализации и др.). В итоге было возбуждено 307 административных дел по ст. 12.34 КоАП («Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения <...> при строительстве дорожных сооружений») и 8 дел по ст. 19.5 КоАП («Невыполнение в срок законного предписания»). В результате общая сумма штрафов в отношении Управления главного смотрителя г. Липецка составила 31,5 млн рублей.

Но с 2019 года дорожный надзор ГИБДД начал чаще отказывать в возбуждении дел, поэтому в 2019 году аналогичных штрафов было выписано лишь на 7 млн рублей. При этом в Липецком горсовете прямо на заседании представитель ОГИБДД УМВД по г. Липецку заявил, что ведомство отказывает в составлении протоколов о нарушении, если удается созвониться с ответственными за дорогу лицами и «урегулировать вопрос» (если можно устранить нарушения в короткий срок). В результате чиновники даже хотели создать рабочую группу, чтобы «выработать меры по снижению бюджетных расходов на дорожные штрафы и иски». То есть решили бороться с истцами и штрафами, а не с их причиной — некачественными дорогами и, по-видимому, недобросовестными подрядчиками. В 2020 году, согласно материалам обратившегося к нам заявителя, до судов стало доходить еще меньше дел, которые стали объединять в одно с итоговой суммой штрафа в 100 000 рублей.

Мы решили проверить, сколько же тратится в Липецке на обеспечение дорог заметной и качественной дорожной разметкой. Оказывается, в 2019 году Управление главного смотрителя г. Липецка заключило четыре контракта на нанесение горизонтальной дорожной разметки на сумму 23 027 552, 49 рубля. В 2020 году эта сумма составила 9 611 033, 71 рубля. Мы обнаружили, что в 2019 и в 2020 году различаются гарантийные сроки для выполнения одних и тех же работ. Так, в 2019 году гарантийный срок для пешеходных переходов, нанесенных термопластиком, составлял шесть месяцев. Это более дорогостоящий, но и более долговечный способ нанесения разметки. Таких переходов в Липецке немного — большинство наносятся краской, гарантийной срок которой по договору составляет три месяца.

Таким образом, если переход был нанесен летом 2019 года и если он сотрется зимой 2019 года, то гарантийные обязательства действовать уже не будут. При этом, в соответствии с ГОСТами, для нанесения дорожной разметки должны соблюдаться условия по температуре и влажности поверхности, поэтому зимой их наносить, как правило, невозможно. Как показывает практика, если житель города обратится с требованием устранить нарушение в виде стершегося пешеходного перехода (подпадает под ст. 12.34 КоАП), ему будет отказано, а его жалобы рассматривать надлежащим образом не будут. Видимо, в силу особенностей хозяйственного ведения, Управление главного смотрителя г. Липецка заключает контракты на население дорожной разметки весной или летом. Это значит, что гарантийные сроки по всем нанесенным пешеходным переходам к зиме — сезону, когда нельзя наносить новую разметку — точно истекают.

По контрактам, заключенным в 2020 году (один в июне, второй — в октябре) гарантийные сроки увеличены. Так, гарантийный срок по переходам, нанесенным термопластиком составил один год, а краской — полгода. Тем не менее большинство переходов наносятся краской, и гарантийный срок по ним истекает зимой, потому что соответствующие работы были заказаны летом. Это означает, что ближайшей зимой липчане снова останутся без качественных переходов и без средств правовой защиты и воздействия на местные власти.

Пешеходные переходы и дорожная разметка далеко не единственные вопросы и претензии, которые есть у местных жителей к МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка». Так, летом 2020 года местные СМИ писали о некачественно проведенных работах по благоустройству и озеленению, которые были выявлены в ходе прокурорской проверки. Мы полагаем, что возможная причина кроется в проведении госзакупок без должного внимания к специфике предмета закупки. В случае с переходами под специфику технического регулирования не были адаптированы гарантийные обязательства по госконтракту. Мы считаем, что местная администрация и надзорные органы обязаны оперативнее реагировать на обращения местных жителей, число которых свидетельствует о системных проблемах и нарушениях. Мы также рекомендуем всем заинтересованным липчанам наблюдать за закупочной активностью местных властей.

Книга жалоб о коррупции — это часть общественной кампании «Трансперенси» в пользу принятия закона о компенсации вреда от коррупции. Граждане должны иметь дополнительные средства правовой защиты в виде гражданско-правовых исков. Сейчас для привлечения к ответственности нужны соответствующие предписания надзорных органов, которые не заинтересованы в росте статистики по штрафам. В свою очередь, механизмы гражданских исков позволяют гражданам напрямую подавать в суд и представлять доказательства, минуя этап обращений в дополнительные инстанции.

Хотите пожаловаться на некачественное благоустройство или подозрительные закупки в вашем городе? Напишите в Книгу жалоб «Трансперенси». Хотите, чтоб в нашей стране появился наконец закон о компенсации вреда от коррупции — подпишите петицию.