Прорехи в проекте Федеральной контрактной системы

Москва, 27 февраля 2012г. - Центр Трансперенси Интернешнл - Р провел независимую антикоррупционную экспертизу проекта закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", подготовленного Минэкономразвития. Заключение экспертизы направлено разработчикам законопроекта.

Так, в проекте закона существенно затягиваются сроки вступления в силу наиболее важных положений. Проект содержит множество отсылок к подзаконному нормотворчеству без установления сроков принятия подзаконных актов. В частности, предположительно до 2015 года фактически не заработает система планирования, что позволит в переходный период включать в планы закупок товары, работы и услуги на усмотрение заказчика.

Кроме того, закон не устанавливает,  в течение какого срока должны быть утверждены обязательные типовые формы контрактов для федеральных органов, а это означает, что такие формы могут быть не утверждены вовсе. 

По мнению экспертов Центра ТИ-Р, проект предоставляет правительству РФ широкие и недостаточно четко обозначенные полномочия по установлению особых квалификационных требований к участникам в определенных сферах закупок. Помимо прочего, правительство наделяется полномочиями по определению “особенностей” товаров и услуг, по которым будет определяться их максимальная цена. В документе также не определены критерии, по которым закупаемые товары относятся к предметам роскоши или могут обладать “избыточными потребительскими свойствами”. Отсутствие подобных критериев позволит заказчикам осуществлять закупку предметов роскоши даже при наличии декларативно установленных ограничений.

Эксперты Центра ТИ-Р считают, что руководителей контрактных служб следует назначать согласно закону и максимально прозрачно. В законопроекте Минэкономразвития это назначение остается на усмотрении руководства заказчика. Центр ТИ-Р считает необходимым законодательно установить механизмы выявления конфликта интересов при назначении на должность контрактных служащих, а также при формировании комиссии, принимающей решения в ходе закупки.

Кроме того, в законопроекте не выявлено ни одного упоминания об обеспечении защиты лиц, заявляющих о фактах коррупции в процессе закупки.

Следует заметить, что в декабре 2011 эксперты Центра ТИ-Р направили в Минэкономразвития заключение на один из проектов постановления правительства, связанный с госзакупками. До сих пор мы не получили ответа, а представители ведомства не предприняли попытку с нами связаться. Тем самым Минэкономразвития нарушило федеральный закон 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”, определяющий тридцатидневный срок реагирования на антикоррупционные заключения. Центр ТИ-Р выражает надежду, что экспертизу законопроекта "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" не постигнет та же участь.

Для справки: ранее центр Трансперенси Интернешнл - Р провел сравнительный анализ проекта Федеральной контрактной системы и поправок в закон о госзакупках. В обоих проектах были выявлены высокие коррупционные риски на всех этапе осуществления государственных и муниципальных заказов: прогнозировании и планировании, размещении, исполнении контрактов и контроля. Центр Трансперенси Интернешнл - Р аккредитован Министерством юстиции в в качестве организации, проводящей независимую антикоррупционной экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов.

Заключение экспертизы (2.73 Мбайт)