Центр ТИ-Р обжаловал законность госзакупки в Новгородской области на 733 млн рублей

Региональный антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл – Р» в Великом Новгороде обратился в Прокуратуру Новгородской области с просьбой проверить законность закупки Агентством развития Новгородской области аппаратно-программного комплекса фиксации нарушений правил дорожного движения на сумму 733 млн рублей.

25 декабря на официальном сайте «Госзакупки» государственное областное автономное учреждение «Агентство развития Новгородской области» разместило заказ на создание аппаратно-программного комплекса автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с использованием средств фотовидеофиксации в Новгородской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 733 миллиона 443 тысячи рублей.

На наш взгляд, данный заказ размещен с нарушением закона.

1. Согласно государственной программе совершенствования и содержания дорожного хозяйства Новгородской области, в качестве получателей ресурсов бюджета на функционирование специальных технических средств фиксации нарушений ПДД предусмотрены Департамент транспорта и дорожного хозяйства и ГОКУ «Новгородавтодор». Функции государственного заказчика по строительству, содержанию, эксплуатации, ремонту, модернизации автоматизированной системы видеофиксации правонарушений в сфере дорожного движения на территории Новгородской области в соответствии с уставом осуществляет ГОКУ «Новгородавтодор».

Однако заказчиком закупки выступает «Агентство развития Новгородской области», находящееся в ведомственном подчинении регионального Комитета инновационных и информационных технологий. Организация создана в 2013 году для привлечения инвестиций в Новгородскую область с целью развития науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также для проведения исследований по различным направлениям социально-экономического развития региона.

Ни устав, ни государственное задание этой организации не предусматривает осуществление деятельности, связанной с созданием и эксплуатацией комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Мы считаем, что «Агентство развития Новгородской области» является ненадлежащим заказчиком для этой закупки. Разместив заказ, агентство превысило свои полномочия.

2. Как следует из конкурсной документации, финансирование закупки осуществляется за счёт средств заказчика. Однако согласно плану финансово-хозяйственной деятельности «Агентства развития Новгородской области», его финансирование в 2015 году составит 2,7 млн рублей, в то время как начальная стоимость договора превышает 733 млн рублей.

Неясно, за счет каких источников «Агентство развития Новгородской области» собирается финансировать закупку на сотни миллионов рублей. Так как на момент размещения заказа порядок финансирования не определен, высоки риски неисполнения контракта заказчиком.

В случае если Правительство Новгородской области будет выделять бюджетные средства на финансирование создания и сервисного обслуживания комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД, закупочная процедура должна проводиться по правилам Федеральной контрактной системы. Заказчик же осуществляет закупку в соответствии с ФЗ-223 «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В конкурсной документации закупки установлены требования по наличию у исполнителя контракта шести различных лицензий, в том числе лицензии на работу с гостайной и шифровальными средствами, выданной ФСБ России. Мы считаем требование о наличии всех лицензий избыточным, приводящим к ограничению конкуренцию.  Условия договора не предполагают работу со сведениями, составляющими гостайну, а также разработку шифровальных средств и систем.

4. Техническое задание закупки написано таким образом, что остаётся неясным, какие  комплексы и в каком количестве собирается приобрести заказчик.

5. Опыт реализации аналогичных проектов в других регионах показывает, что стоимость закупки, по всей видимости, необоснованно завышена. Например, в Нижегородской области в 2013 году на создание системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД – заказ и поставка оборудования (70 комплексов), организация каналов связи, монтаж оборудования и пусконаладочные работы – было потрачено 250 млн рублей. Обслуживание системы обходится в 80 млн рублей в год.

Антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл – Р» в Великом Новгороде обратился в региональное управление Федеральной антимонопольной службы и в Прокуратуру Новгородской области с просьбой проверить законность и обоснованность закупки.

«Мы находим эту закупку весьма странной, – сказала руководитель Антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл – Р» в Великом Новгороде Анна Черепанова. – Нас удивило, что агентство по привлечению инвестиций покупает аппаратно-программный комплекс фиксации нарушений ПДД, не имея ни полномочий, ни источников финансирования, ни специалистов для его последующей эксплуатации. Мы считаем, что правоохранители и антимонопольный орган должны обратить внимание на эту закупку и проверить ее на предмет законности и обоснованности».

 

image: flickr | wonderlane