Подведомственные ФСИН унитарные предприятия часто арендуют готовые производственные объекты, чтобы производить продукты самим. Для этого они используют Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ): он позволяет заключать контракты на аренду без аукциона и не размещать сведения о таких контрактах на сайте госзакупок. Вместе с отделом расследований «Новой газеты» команда «Трансперенси» в Петербурге изучила информацию о договорах аренды цехов, оборудования, складских объектов, а также схемы поставки сырья в эти точки и выяснила, что система контрактов не только абсолютно непрозрачна, но и приводит к существенным коррупционным рискам.
Эти риски повышаются в нескольких случаях: во-первых, при аренде помещения и оборудования по завышенной цене. ФСИН иногда выделяет огромные средства на аренду производственных мощностей. Например, производство корма для служебных собак в городе Шебекино Белгородской области обошлось бюджету ФГУП «Тамбовское» в 1 385 700 рублей за каждый день аренды производственного комплекса.
Во-вторых, подведомственные ФСИН ФГУПы заключают сделки с фирмами, имеющими признаки «компаний-однодневок». В этой схеме предприятия либо арендуют одни и те же помещения и мощности, либо производят продукцию в местах, отличающихся от указанных в договорах об аренде.
В третьих, сделки заключаются при наличии неурегулированного конфликта интересов — то есть с личной заинтересованностью должностного лица. Например, в 2017 году при временном руководителе Валентине Лебедеве все то же ФГУП «Тамбовское» развернуло производство корма для служебных собак. Предприятие без конкурса заключило контракт на аренду производственного помещения, склада и оборудования с белгородским ООО «Агроакадемия» — одной из компаний предпринимателей Андрея Мартовицкого и Сергея и Ивана Лиманов, с последним из которых Лебедев, скорее всего, давно дружил. После этого контракт перезаключили с принадлежащей тем же бизнесменам фирмой «Лимкорм», причем, корм, производимый «Лимкормом», стоил гораздо дороже рыночной цены. Это, в свою очередь, может указывать на сговор между заказчиком и поставщиком. Мы обнаружили 17 похожих случаев и обратимся в контролирующие органы с требованием проверить каждый из них.
Это третий материал проекта Центра «Трансперенси» в Петербурге и «Новой газеты», посвященного ФГУПам ФСИН России — экономически неэффективной схеме, способствующей необоснованному обогащению руководства предприятий и связанных с ними лиц. Четвертый материал проекта выйдет в конце ноября.