Закупки МУПов Великого Новгорода находятся в тени

С 1 января 2014 года закон 223-ФЗ, регулирующий  закупки госкомпаний и естественных монополий, распространил свое действие на муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также их "дочек" и "внучек". Закон обязывает компании, которые раньше никому не отчитывались о своих приобретениях, сделать закупки публичными: разработать положения о закупках, публиковать планы закупок, а также извещения о проведении торгов. Информация о закупках должна размещаться в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС).

 Антикоррупционный центр "Трансперенси Интернешнл – Р" в Великом Новгороде завершил первый этап мониторинга исполнения 223-ФЗ хозяйствующими субъектами Новгородской области. В апреле 2014 года мы проанализировали исполнение закона МУПами и хозяйственными обществами с участием Великого Новгорода, а также организациями, занимающимися регулируемыми видами деятельности, на предмет размещения ими информации о закупках на портале госзакупок. 

Мы выявили, что из двенадцати обследованных организаций информацию о своей закупочной деятельности на официальном сайте не разместили семь, в их числе: 

  • Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Комбинат школьного питания";
  • Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Аварийно-диспетчерская служба";
  • Открытое акционерное общество "Ремонт и строительство дорог";
  • Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Ритус";
  • МУП Великого Новгорода «Центральная диспетчерская служба общественного транспорта";
  • МУП "Столовая №77";
  • ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство", эксплуатирующее полигон ТБО в Великом Новгороде.

"Честно говоря, мы были удивлены, что нарушение 223 закона в Великом Новгороде станет настолько массовым явлением. Можно говорить о системности проблем в сфере муниципальных закупок в Великом Новгороде, отсутствии контроля за деятельностью  подведомственных организаций со стороны учредителя - Администрации города; низкой квалификации менеджмента предприятий, живущих надеждой на русский «авось»", - говорит Анна Черепанова, руководитель антикоррупционного центра Трансперенси Интернешнл – Р в Великом Новгороде.

 С мая этого года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за нарушение заказчиками 223-ФЗ. За неразмещение сведений о госзакупках предусмотрен штраф от 30 до 50 тысяч – на должностных лиц; от 100 до 300 тысяч рублей – на юридических лиц.

Анна Черепанова: "Мы поддерживаем ужесточение и детализацию наказания в области государственных закупок, учитывая высокий коррупционный потенциал этой отрасли в России в целом и Новгородской области в частности. По факту нарушений действующего законодательства антикоррупционный центр Трансперенси Интернешнл-Р в Великом Новгороде обратился в Прокуратуру Великого Новгорода с просьбой провести проверку закупочной деятельности организаций-нарушителей и принять меры прокурорского реагирования".

На втором этапе мониторинга планируется исследовать закупочную деятельность всех юридических лиц на территории Новгородской области, обязанных осуществлять закупки по 223-ФЗ: насколько прозрачна их закупочная деятельность, как часто компании используют неконкурентные способы закупок, удается ли им экономить средства при закупках, покупают ли они предметы роскоши и т.п.

prokuratura 223fzprokuratura 223fz 2