«Трансперенси» получила разъяснения ФАС по действию поправок к закону о контрактной системе госзакупок

Мы регулярно анализируем госзакупки с целью выявить коррупционные риски, а также отследить изменения законодательства и его влияние на поведение участников закупок.

После вступления в силу поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики не могут требовать описание точных характеристик товаров, которые будут использоваться при выполнении работ. Участникам закупки достаточно просто согласиться и выполнить работы с теми требованиями, которые заказчик установил в закупочной документации как к самим работам, так и к используемым материалам. То есть выигравшую конкурс, но «неугодную» компанию нельзя будет отклонить на основании ошибки в описании характеристик используемого при выполнении работ товара.

По нашим оценкам, поправки должны были существенно ограничить практику, применяемую заказчиками для затруднения доступа широкого круга подрядчиков и исполнителей к конкурентным закупкам, а также сократить число картельных сговоров в контрактной системе.

Мы выборочно проанализировали ряд закупок в Санкт-Петербурге и увидели, что ситуация не изменилась. В процессе отбора подрядчиков для выполнения работ по текущему ремонту в администрациях районов города заказчики по-прежнему требовали описания в составе заявки характеристик строительных материалов, которые будут использоваться при выполнении работ, называя «поставляемыми товарами» краску, грунтовку, олифу и другие материалы. Подобная практика показывает, что заказчики подходят к требованиям законодательства формально, тем самым создавая искусственные ограничения доступа потенциальных участников к процедурам отбора поставщиков.

С начала 2020 года при проведении 14 электронных аукционов на выполнение работ по ремонту для нужд образовательных учреждений одного из городских районов описание требований к характеристикам «поставляемых товаров» занимало от 377 до 907 страниц, размещенных в PDF формате, не позволяющем копировать информацию с сохранением табличной формы. В результате на участие в аукционах подавалось не более трех заявок, а снижение начальной цены на торгах не превышало 1,5 %. В тех закупках, когда требовалось только согласие на выполнение работ, снижение цены достигало 30%.

Стоит отметить, что проведенные в первом полугодии 2020 года аукционы на выполнение работ по капитальному ремонту и строительству, в которых, при наличии проекта выполнения работ, заказчики вообще не имеют права требовать каких-либо описаний объекта закупки, также завершались с весьма значительным снижением начальной цены торгов. В некоторых случаях это снижение достигало 45%.

Такие данные показывают масштаб неэффективного использования бюджетных средств из-за барьеров, которые создаются заказчиками для доступа к закупкам, и свидетельствуют о коррупционных рисках, связанных с госзакупками.

Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу России за разъяснениями законности подобной практики. Ответ ФАС подтвердил, что установление заказчиками требования описывать в заявке на участие в госзакупках материалы является нарушением закона о контрактной системе и может служить основанием для обращения с жалобами и заявлениями о проведении внеплановых проверок в уполномоченные контролирующие органы. В случае выявления подобных нарушений, виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Фото: fas.gov.ru