Почему Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц плохо соблюдается?
* * *
Международное антикоррупционное движение Transparency International выпустило заявление по случаю проходящей 16 марта в Париже министерской встречи стран ОЭСР, посвящённой борьбе с коррупцией. Мы публикуем перевод этого заявления.
* * *
Заявление Transparency International
Рекомендации по активным действиям по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц
По случаю проведения заседания министров стран ОЭСР (16 марта 2016)
Конвенция ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц – важный документ, целью которого является принятие обязательств странами, подписавшими конвенцию. С момента принятия Конвенции прошло двадцать лет, но главные ее задачи — международный бизнес свободный от коррупции и свободная конкуренция — до сих пор не реализованы; коррупция продолжает наносить ущерб гражданам и организациям развитых и развивающихся стран.
Только четыре из 41 страны, подписавших Конвенцию, активно следуют её рекомендациям, 6 стран следуют положениям Конвенции, выполняя среднее количество необходимых положений, остальные девять государств выполняют лишь минимальное количество положений. Практически половина государств-участниц Конвенции не смогли ввести уголовное преследование за подкуп иностранных должностных лиц (см. дополнительные материалы на сайте TI).
Это означает, что большинство стран-участниц Конвенции не предпринимают никаких действий по уголовному преследованию, несмотря на тяжесть преступлений трансграничной коррупции, которая часто является частью схем большей по масштабам коррупции. Часто кажется, что в таких преступлениях нет потерпевшей стороны, поскольку жертвы находятся вне территории страны. В странах, где осуществляется подкуп иностранных должностных лиц, уровень коррупции выше, что наносит серьезный ущерб как гражданам, так и обществу.
Примеры большой коррупции хорошо известны. Множество судебных документов и исследований описывают схемы, в которые вовлечены высокопоставленные чиновники по всему миру. Отчет ОЭСР о подкупе иностранных должностных лиц показывает, что только 5% дел, в которые были вовлечены главы государств и министры, закончились судебными приговорами. В совокупности эти главы государств и министры получили 11% от общего количества взяток. Дополнительные исследования указывают, что высокопоставленные чиновники в государственных предприятиях также являются получателями иностранных взяток. Даже такие цифры вызывают большое беспокойство, хотя они не отражают полной картины коррупции на высшем уровне.
Ущерб, нанесенный зарубежным подкупом, особенно, в делах большой коррупции, часто игнорируется, и дела о возмещении ущерба потерпевшим остаются неудовлетворёнными в судах стран-участниц Конвенции ОЭСР. Со дня вступления в силу Конвенции 43,7 млн долларов было выплачено в качестве компенсаций. Эта сумма несравнима с 5,4 млрд долларов, взысканных в качестве санкций.
Государственные антикоррупционные программы по предотвращению подкупа иностранных должностных лиц и усилия частного сектора должны сочетаться с механизмами ответственности руководящих лиц компаний, но во многих странах-участницах Конвенции ОЭСР этого не происходит.
Различные формы соглашений со следствием активно используются правоохранительными органами для накладывания санкций. Общее количество дел по зарубежному подкупу, в которых есть соглашение со следствием, достигает 69%. Однако во многих случаях ввиду непрозрачности порядка назначения санкций и отсутствия должного судебного надзора по таким делам, положительный эффект от таких соглашений вызывает большие вопросы. Зачастую виновные в получении или даче взятки физические лица избегают правосудия, прикрываясь соглашением, заключенным между компанией, в которой они работают, и компетентным органом. В результате у общества складывается впечатление, что правосудие не совершилось.
Важная роль заявителей в раскрытии актов коррупции широко известна, и между всеми международными и региональными органами (см. Конвенция ООН против коррупции (ст.33), План действий G-20 2010, Рекомендация Совета Европы СМ/КRec 2014) достигнуто понимание, что для защиты информаторов необходимо эффективное законодательство. Несмотря на это, введение данных положений также недостаточно: большинство стран-участниц ОЭСР не имеют законов, защищающих заявителей о коррупции, и даже там, где есть подобное законодательство, практика скудна (40% государств-участниц ОЭСР имеют подобные законы, но лишь немногие из них имеет хорошую практику их применения, соответствующую нормам ОЭСР, Советом Европы и Трансперенси Интернешенл).
Учитывая вышеизложенные недостатки, Transparency International (TI) предлагает странам ОЭСР и рабочей группе ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц следующее:
Рабочей группе по борьбе с подкупом следует уделить особое внимание имплементации Конвенции и Рекомендаций 2009 г. по уменьшению числа случаев подкупа иностранных должностных лиц, а именно:
Дополнительные материалы:
Текст заявления Transparency International на английском языке
Доклад Transparency International "Экспорт коррупции-2015" (на английском языке)
image: oecd