НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
«Трансперенси Интернешнл — Россия» изучила неконкурентные госзакупки, проведенные в России в 2022 году.
В марте 2022 года региональные и муниципальные органы власти получили право самостоятельно решать до конца 2022 года, какие товары (а также работы и услуги) они могут закупать без конкурса, то есть напрямую у выбранного ими поставщика, если закупка производится из резервного фонда субъекта или это разрешено протоколами заседаний и поручениями Правительства РФ. Поправки к законодательству, давшие им такое право, были приняты федеральным законом N 46-ФЗ от 08.03.2022 с целью «защиты национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций».
22 сентября Правительство РФ приняло предложение Минфина о продлении этого права на 2023 год. Это произошло несмотря на позицию Федеральной антимонопольной службы, которая не поддержала продление действия этой нормы. «Закупки для нужд регионов у ед[инственного] поставщика должны осуществляться правильно, обосновано… Многие такие контракты заключены на высококонкурентных рынках. Получаем из правоохранительных органов много обращений по контрактам с ед[инственными] поставщиками, которые заключены без всякой связи со срочностью закупки или санкциями отдельных стран», ー цитировал «Интерфакс» главу ФАС Максима Шаскольского.
Эксперты «Трансперенси Интернешнл — Россия» изучили, сколько денег и на что уже потрачено в 2022 году через закупки у единственного поставщика по новому основанию.
Всего на 19 октября 2022 года было заключено 8845 контрактов на общую сумму более 666 млрд рублей. Подсчеты проведены на основе информации, размещенной в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Они не включают сведения о прекращенных и аннулированных закупках.
Для удобства мы разделили все закупки по федеральным округам. Лидером и по числу закупок (2400 из 8845), и по общей их сумме (283 млрд из 666) стал Северо-Западный федеральный округ. Притом более 242,5 млрд приходятся на одну закупку: лизинг подвижного состава «Петербургским метрополитеном».
ОКРУГ | Общая сумма контрактов | Количество контрактов |
Дальневосточный | 29 568 064 870,32 | 706 |
Уральский | 7 610 128 463,98 | 288 |
Приволжский | 83 094 635 875,67 | 1284 |
Северо-Западный | 283 473 852 430,49 | 2400 |
Северо-Кавказский | 64 719 366 895,75 | 1029 |
Сибирский | 122 275 667 523,83 | 834 |
Центральный | 54 070 074 923,31 | 1443 |
Южный | 22 100 247 494,15 | 861 |
ИТОГО | 666 912 038 477,50 | 8845 |
Как видно, проведение одной закупки на большую сумму может сильно влиять на средние цифры. Однако эксперты «Трансперенси» выяснили, что по новым основаниям заключаются в том числе и контракты на очень небольшие суммы.
ТОП-5 самых мелких контрактов по 46-ФЗ, размещенных в ЕИС:
- 332 рубля за футляр для хранения ортопедических зондов для новороссийской школы (контракт № 3231508010922000088);
- 504,05 рубля за психометрический гигрометр для новороссийской школы (контракт № 3231501855922000079);
- 944 рубля за 8 подшипников для Управления дорожного хозяйства Мурманска (контракт № 3519091812322000234);
- 1065,20 рубля за 4 термостата для того же мурманского управления (контракт № 3519091812322000240);
- 1333,4 рубля за 20 кг сахара для Центральной районной больницы рабочего поселка Теплое Тульской области (контракт № 2713400077422000040)
(топ-10 самых мелких контрактов в каждом федеральном округе собраны здесь)
Для таких закупок Законом о контрактной системе (44-ФЗ) предусмотрено другое основание ー п. 4 ч. 1 ст. 93: товары (работы, услуги) на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей, могут закупаться у единственного поставщика (с соблюдением ограничений по годовому объему таких закупок). Но, как видим, и такие небольшие закупки тоже проводятся по новому федеральному закону. Это свидетельствует о распространении такой практики: к неконкурентному проведению закупок под предлогом «защиты национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций» прибегают все чаще.
Между тем среди заключенных контрактов есть огромное количество крупных. Если бы по ним проводился конкурс, конкуренция между поставщиками привела бы к снижению цены — и, как следствие, к экономии. По данным портала госзакупок, в среднем при проведении конкурентной закупки в 2022 году ее цена снижалась на 4,65%. Следовательно, можно говорить о том, что экономия могла составить почти 31 млрд рублей.
Среди самых крупных контрактов, заключенных без конкурентных процедур, — закупки работ по ремонту дорог, строительству и реконструкции зданий, а также поставки медицинского оборудования (самые крупные такие контракты за 2022 год представлены здесь).
А вот несколько примеров контрактов, которые, по мнению региональных или муниципальных органов власти, носят срочный характер и каким-то образом поддерживают бизнес в условиях санкций недружественных стран, — их тоже провели неконкурентным способом по новым основаниям:
- Поставка мусорных баков ー 720 тыс. рублей (контракт № 31415010199 22 000001);
- Туристическая карта Кандалакши с фотографиями героев ー 720 тыс. рублей (контракт № 3510205096222000094);
- Поставка тренажера «Ректальный осмотр и искусственное осеменение КРС» ー 835 тыс. руб (контракт № 2143503654022000024);
- Оказание услуг по праздничному оформлению территории города Якутска к национальному празднику «Ысыах Туймаады — 2022» ー 1,135 млн рублей (контракт № 3143520858122000005);
- Поставка двух квадроциклов (Китай) ー 1,5 млн рублей (контракт № 2143503654022000042);
- Проведение семинаров и дискуссий с участием представителей гражданского общества ー 5,6 млн рублей (контракт № 2667048391822000003);
- Фестиваль пива «Зеленое золото России» в Чебоксарах ー 6 млн рублей (контракт № 2212905467022000010);
- Выполнение научно-исследовательской работы «Разработка методологии и проведение обзоров расходов областного бюджета Ленинградской области» ー19,750 млн рублей (контракт № 2782566393222000002).
Больше информации о подобных закупках с указанием предмета контрактов мы собрали здесь. Подавляющее большинство из них не имеет никакого отношения к тем целям, ради которых они были проведены неконкурентно. Каждый из таких случаев — это потенциальные лишние траты и коррупционные риски, связанные с неконкурентными закупками.
Действие норм, которые позволяют закупки у единственного поставщика, будет продлено до конца 2023 года. Министерство финансов РФ считает, что «система адаптировалась к новым условиям и работает устойчиво»: «Поэтому правительство приняло решение продлить на следующий год нормы о едпоставщике и об изменении существенных условий контрактов… Мы просто вернулись к ситуации 2020 года — тогда тоже был на 7% скачок доли закупок у едпоставщика. Это объяснялось очевидными факторами [пандемия новой коронавирусной инфекции]. Очевидно, что сейчас находимся в аналогичной ситуации — то есть, ничего, на наш взгляд, особо критичного сейчас нет. В текущей ситуации не видим возможности не продлевать эти нормы. Но и каких-то дополнительных мер здесь не надо», — приводит высказывание заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова «Интерфакс».
Эксперты «Трансперенси» считают, что продолжение практики закупок у единственного поставщика приведет как к неэффективному расходованию бюджетных денег (поскольку цена не будет снижаться на торгах), так и к снижению конкуренции, что повлечет негативные последствия для бизнеса.
Что можете сделать вы
Федеральная антимонопольная служба выступала против продления действия этих норм. Кроме того, в марте 2022 года ФАС в своем письме о применении новых положений законодательства напоминала, что «органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции». Ведомство обращало внимание на то, что закупки по новым правилам должны происходить в связи с основаниями, по которым и был введен неконкурентный порядок: «с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки».
По некоторым закупкам ФАС уже выносит решения о том, что этой связи не установлено. Так, в решении от 17 августа 2022 г. N П-274/2 комиссия ведомства «пришла к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между заключением Контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и межгосударственных организаций, а также подтверждения срочности заключения Контракта». Речь при этом шла о контракте стоимостью более 2 млрд рублей.
Как узнать, что закупают в вашем регионе / городе
1. Заходите на сайт ЕИС в раздел «Контракты и договоры» — «Реестр контрактов»
2. Устанавливайте нужные вам фильтры в разделе «Все параметры поиска»
Если у вас есть основания полагать, что та или иная закупка содержит признаки коррупции, пишите в «Книгу жалоб о коррупции». Эксперты «Трансперенси» проверят вашу информацию, и если потребуется, дополнительно расследуют факты, проконсультируют о дальнейших действиях и помогут подготовить обращения в органы власти.