[leyka_campaign_form id="9"]

Эксперт «Трансперенси Интернешнл-Р» оценил применение Конвенции ООН против коррупции в Узбекистане

Старший юрист «Трансперенси Интернешнл-Р» Григорий Машанов стал одним из соавторов доклада по оценке исполнения в Узбекистане Конвенции ООН против коррупции.

Конвенция ООН против коррупции — по сути единственный юридически обязывающий международный инструмент борьбы с коррупцией. Коалиция Конвенции ООН против коррупции (Коалиция КПК ООН, UNCAC Coalition) включает более двухсот организаций гражданского общества из более чем 100 государств. «Трансперенси Интернешнл-Р» присоединилась к Коалиции в сентябре 2021 года.

Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан подготовило официальный доклад о соблюдении Конвенции ООН против коррупции. Однако в работе над этим документом не принимали участие не связанные с государством организации гражданского общества. В параллельном докладе, который подготовили Узбекский форум за права человека и «Трансперенси Интернешнл-Р» при поддержке Коалиции КПК ООН, оценена имплементация Узбекистаном мер по предупреждению коррупции и возвращению активов, предусмотренных главами II и V Конвенции ООН против коррупции. 

В докладе отмечены как прогресс, достигнутый Узбекистаном, так и препятствующие успеху антикоррупционных реформ проблемы:

  • широкое распространение непотизма;
  • политическое вмешательство в работу институтов;
  • безнаказанность за коррупционные преступления;
  • несовершенство законодательства о государственных закупках и найме в государственный сектор;
  • проблемы с доступом к информации и неэффективность судебного обжалования отказов в таком доступе;
  • несовершенство законодательства о противодействии отмыванию денег (например, отсутствие определения публичного должностного лица).

В качестве ответа на эти вызовы предложены рекомендации для продвижения имплементации Конвенции ООН против коррупции:

  • отмена ограничений на работу СМИ и на финансирование зарегистрированных НКО;
  • присоединение к международным механизмам и организациям, таким как Партнерство «Открытое Правительство» (Open Government Partnership), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО);
  • установление наказания за несоблюдение профилактических антикоррупционных мер;
  • публикация подробных документов о финансировании политических партий;
  • ограничение использования внеконкурсных контрактов при государственных закупках;
  • создание централизованного публичного реестра бенефициарных собственников;
  • обеспечение независимости судебной власти и надзорных органов от политического влияния.

Подчеркнута важность привлечения институтов гражданского общества к процессу возвращения похищенных коррупционерами активов, в том числе по уже идущим разбирательствам, например о собственности Гульнары Каримовой. 

Полная версия доклада опубликована также на сайте Коалиции КПК ООН.

31.03.2022 12:40

Share this post