НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
Итоговая конференция проекта «За прозрачность в регионе Балтийского моря» состоялась 21 октября
Десятки ученых-экологов, гражданских активистов и журналистов-расследователей из разных стран посетили мероприятие в Таллинне, а также подключились к нему по видеосвязи. Конференция стала итоговым мероприятием проекта, проведенного «Трансперенси Интернешнл — Россия», некоммерческой организацией Relearn Suderbyn (Швеция) и Сообществом экологической информации KTÜ (Эстония) при поддержке Шведского института (Svenska institutet).
В первой части конференции выступили:
- Катарина Виик, научный советник Министерства окружающей среды Эстонии.
- Арво Вескиметс, экс-сотрудник Министерства окражающей среды, эксперт-океанолог
- Алекс Лотман, лидер программы по защите морей Фонда природы (Fund of Nature)
- Джордж Мартин, биолог из Тартуского университета
Выступления экспертов подтвердили, что основные болевые точки экологии региона верно описаны в Манифесте Балтийского моря — 2022, разработанном участниками проекта.
Как рассказал Джордж Мартин, хотя в отчете межправительственной организации HELCOM «Состояние Балтийского моря» и отмечены признаки улучшения ситуации после устранения некоторых источников загрязнения, другие угрозы экологии Балтийского моря, наоборот, становятся все более серьезными. Так, увеличился объем медицинских и рыболовных отходов. Кроме того, климатические изменения не позволяют морю восстанавливаться так же быстро, как раньше.
Катарина Виик в своем выступлении подчеркнула, что привычных стратегий очистки, ликвидации загрязнений и устранения уже нанесенного ущерба недостаточно, чтобы добиться положительных изменений: «Всё, что происходит на суше, рано или поздно доходит до моря. Фосфор и азот попадают в воду из нескольких источников, таких как промышленные предприятия, очистные сооружения сточных вод, сельское хозяйство». И хотя такое ведение хозяйственной деятельности не соответствует целям устойчивого развития, «когда базовые потребности не закрыты, люди не думают об окружающей среде», отмечает Катарина Виик.
Манифест Балтийского моря — 2022 призывает «признать, что наша хозяйственная деятельность создает для Балтийского моря неприемлемые риски и недопустимое загрязнение», но также подчеркивает: «Мы не можем рассчитывать на то, что люди смогут адаптироваться к кардинальным изменениям окружающей среды поодиночке».
О значительном вреде сельского хозяйства сообщил Алекс Лотман. Он рассказал, что для повышения объемов производства производители сельскохозяйственной продукции добавляют химические удобрения, которые в итоге попадают в реки и озера, а затем и в Балтийское море. По последним данным, негативное влияние сельского хозяйства на состояние моря выросло.
Эта ситуация отражена в тексте Манифеста, который призывает «помешать корпорациям наносить Балтийскому морю вред в интересах обогащения и расширения»: «Экономический рост больше не должен быть отправной точкой при выработке любого политического курса».
Еще один фактор, который наносит катастрофический ущерб экосистеме Балтийского моря, — это микропластик, который также содержит дополнительные опасные химикаты: пластификаторы и красители. Арво Вескиметс отметил, что, попадая в экосистему, эти отходы внедряются в пищевую цепь, а в конечном итоге попадают в питьевую воду и продукты питания.
Все спикеры сошлись во мнении, что финансирование исследований о состоянии Балтийского моря — важный, но не единственный шаг для улучшения его состояния. «Ученые могут опубликовать важные факты о загрязнении, но у них не получится в одиночку бороться с коррупцией. Для этого нужны усилия гражданского общества», — подтвердил Джордж Мартин.
Связь коррупции с экологическими нарушениями продемонстрировали рассмотренные во второй части конференции примеры из Эстонии и России.
В 2021 году в пределах охраняемой территории рядом с островом Пакри (Эстония) эксперты обнаружили перекачку нафты методом ship-to-ship — с одного судна на другое. Расследование показало, что власти Эстонии дали разрешение на перекачку таким методом еще в 2020 году, не предусмотрев при этом никаких государственных выгод (налогов, сборов и т. д.). В то же время STS-перекачка углеводородов предполагает высокие риски и расходы в случае аварий в открытом море. Вскоре после публикаций СМИ перекачка в природоохранной зоне была остановлена, но продолжилась в других местах по всему побережью Эстонии.
Птицефабрику «Ударник» в поселке Победа Ленинградской области неоднократно штрафовали за сброс неочищенных сточных вод. По оценкам Финского института окружающей среды, только от одной этой фабрики в воды попадает от 10 до 20 тонн фосфора в год, и половина этой массы в конечном счете оказывается в Балтийском море. В Санкт-Петербурге прямо на берегу Финского залива находится огромная несанкционированная свалка. Cюда же сбрасываются отложения со дна городских рек. Местные экологи и активисты с 2019 года добиваются ликвидации этой свалки, однако полностью решить проблему незаконного вывоза мусора в Красносельском районе властям не удалось до сих пор.
В заключительной речи аналитик KTÜ Индрек Ваину призвал экологов и гражданское общество включиться в обсуждение дальнейших действий и направить совместные усилия на защиту Балтийского моря. Он обратил внимание, что успех инициатив по защите моря определяется не только подробными исследованиями и разработкой правильных решений, но и коллективной надеждой и верой в перемены.
Индрек Вайну отметил, что с момента публикации манифеста несколько научных сотрудников уже высказали свои рекомендации о том, как можно его улучшить. Он поблагодарил коллег и заявил, что будет рад сотрудничеству и совместной работе.
Вы также можете присоединиться к призыву защитить Балтийское море от коррупционных нарушений, разрушительных для него: подпишите Манифест Балтийского моря — 2022.