В НИУ ВШЭ прошел круглый стол «Общественный контроль полиции: успехи, проблемы, возможности»

22 октября в Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики ПУЛ АП Центр ТИ-Р и Молодежное правозащитное движение провели круглый стол “Общественный контроль полиции: успехи, проблемы, возможности”.

Мероприятие было приурочено к окончанию “Месяца проверки документов”, общественной акции, направленной на мониторинг исполнения сотрудниками правоохранительных органов закона “О полиции” в части ношения нагрудных знаков.

Первым выступил заметитель директора Центра ТИ-Р Иван Ниненко. Он напомнил, что гражданские активисты впервые проверяли, носят ли полицейские обязательные нагрудные знаки, ровно полгода назад в рамках “Дня проверки документов”. Ранее эта норма была включена в кампанию “5П”, организованную в ходе общественного обсуждения проекта закона “О полиции” в 2010 году.

Иван Ниненко рассказал также о методологии мониторинга и вкратце подвел его итоги. “Когда мы только подступались к вопросу, то обнаружили, что часто полицейские сами говорили о необходимости введения средств идентификации. Например, в этом заинтересованы полицейские на вокзалах, на чьей территории незаконно работают коллеги из других отделов, а жалобы направлялись в местное отделение”, - заявил Ниненко.

В целом, по состоянию на сегодняшний день в большинстве регионов сотрудники полиции обеспечены нагрудными знаками. Теперь отдельным вопросом стоит идентификация сотрудников, привлеченных к охране массовых мероприятий. “Они надевают бейдж, сверху бронижилет, потом шлем и становится вовсе непонятно, кто это такой”, - пожаловался Ниненко, добавив, что должны быть введены меры идентификации служащих внутренних войск.

Отдельная тема, которой коснулся замдиректора Центра ТИ-Р, - введение ответственности за сокрытие нагрудного знака, когда такой знак сотруднику уже выдан. Эта распространенная ситуация сводит на нет норму закона и открывает простор для злоупотребления полномочиями. Ниненко подчеркнул, что необходимо ввести дополнительную идентификацию на бронежилетах, плащах или иных средствах защиты или разработать правила, предусматривающие ношение нагрудных знаков поверх бронежилетов и иных средств защиты.

После слово взяла директор Центра ТИ-Р Елена Панфилова. “Когда мы начинали, мы думали что этот опыт будет сложным, а он оказался позитивным. На выходе у нас скорее хорошие новости. Теперь вопрос в том, что мы будем делать дальше”, - заявила она. По мнению Панфиловой, успех кампании гражданского контроля во многом связан с тем, что он проводился не в формате круглых столов и заседаний, а “в поле”.

Координатор Молодежного Правозащитного Движения (МПД) Дмитрий Макаров обратил внимания на два типичных заблуждения, связанных с общественным контролем полиции. Первое - это представление об общественном контроле исключительно как о работе в экспертном сообществе, на круглый столах и в рамках общественных наблюдательных комиссий. Вторая проблема - это представление о гражданском контроле исключительно как о поиске нарушителей и клеймении полиции. “На наш взгляд, проведение подобных мероприятий повысило уровень доверия к полиции со стороны граждан”, - подчеркнул Макаров.

По мнению представителя общественной организации, основная задача - это работа в общественном пространстве, где большинство граждан сталкивается с полицией. “Почему в некоторых регионах отделения полиции - это закрытые бастионы, на входе в которые гражданнина встречает человек с автоматом и устраивает допрос, куда тот идет и к кому? Это неправильно, должна быть свободная и открытая зона в отделениях полиции, куда гражданин может свободно попасть, навести какие-то справки, получить услуги. В дальнейшем, общественный контроль должен быть направлен, в том числе, на проверку доступности отделений для граждан, наличия там доступной и необходимой информации”, - сказал Макаров.

И.о. начальника отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества ГУ МВД Москвы Александр Юдин заявил, что меры безопасности при попадании гражданина в отделение полиции связано с “издержками антитеррористической ситуации”, в которой страна находится последние 15 лет. В то же время он подчеркнул, что при строительстве новых объектов для размещения органов внутренних дел предполагается создание отдельных входов для ввода.

“Проблема доступа в отделения - издержки ситуации антитеррористической, в которой наша страна находится последние 10-15 лет”, - сказал Юдин, поддержав идею разных входов для обращающихся и задержанных: “Эти моменты будут учитываться при строительстве новых объектов”.

Советник Министра внутренних дел Владимир Овчинский пригласил представителей гражданского общества принять участие в доработке "дорожной карты" дальнейшего реформирования МВД, которая готовится рабочей группой под его руководством.

Среди первоочередных задач Овчинский отметил общественный контроль за регистрацией заявлений о правонарушениях и преступлениях и реагированием на эти заявления правоохранительными органами. Он сообщил, что в течение последних десяти лет растет количество заявлений от граждан и падает количество зарегистрированных преступлений: в 2011 году эти цифры составили 24 и 9,8 миллионов соответственно.

По мнению эксперта, именно эта разница приводит к недоверию граждан к правоохранительным органам. "Это болото, из которого мы не можем выбраться. Нужно менять менталитет сотрудников полиции, в том числе руководителей", - заключил Овчинский. Он предположил, что ситуацию может изменить радикальное реформирование уголовно-процессуального законодательства. В качестве примера Овчинский привел изменения, принятые недавно в Украине и устранившие такое понятие, как "возбуждение уголовного дела".

Важной темой обсуждения стала Горячая линия МВД России. Одним из пунктов кампании "5П" было требование внедрение “горячей линии” для сообщения информации о правонарушениях со стороны полицейских. Участники круглого стола отметили, что информирование граждан о работе Горячей линии фактически не ведется. Граждане не знают о существовании Горячей линии в своем регионе. Многим непонятно, как она работает. Но, в любом случае, такие нововведения следует только приветствовать - резюмировали учатники круглого стола.

Также была отмечена необходимость правового просвещения сотрудников полиции. В качестве возможных решений было предложено размещение информации о правах задержанных в отделениях, вывешивание телефонов Горячей линии МВД для жалоб на правонарушения сотрудников полиции и другие меры.


Доклад: Общественный контроль выполнения закона «О полиции» (262 Кбайт)


Презентация "День проверки документов" на сайте Prezi