НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
22 марта 2018 года Группа стран против коррупции (ГРЕКО) опубликовала доклад о предупреждении коррупции в отношении парламентариев, судей и прокуроров в России.
Организация признает некоторые достижения России, в том числе регулярное принятие национальных планов противодействия коррупции (последний действовал в 2016–2017 годах, новый пока не принят), некоторые важные законодательные новации и распространение в обществе антикоррупционных идей.
Вместе с тем, ГРЕКО отмечает, что законодательный процесс в России недостаточно прозрачен, а система декларирования доходов и имущества депутатов несовершенна (в частности, в ней не уделяется внимания источникам доходов). Организация рекомендует российским законодателям проводить публичные консультации перед принятием законов, облегчить СМИ доступ в Думу и в целом к законодательному процессу. Также ГРЕКО призывает принять кодекс депутатской этики, уделив в нем особое внимание ситуациям конфликта интересов, в том числе в неслужебное время и после истечения мандата. Кроме того, ГРЕКО обращает внимание на большую роль Президента в вопросе проверки деклараций, поскольку он может по своему усмотрению инициировать проверку в отношении любого депутата, что, по мнению ГРЕКО, нарушает принцип разделения властей, что значит, что инициировать проверку парламентария должны только сами парламентарии.
Что касается российских судей, по мнению экспертов организации, нет объективных и доступных для общественности критериев проверки честности и беспристрастности при их отборе, назначении и продвижении. Исполнительная власть играет слишком большую роль при назначении судей. Из кодекса этики судей исчезли положения о конфликте интересов и о границе между общественными и частными интересами. Кроме того, ГРЕКО полагает излишне широким иммунитет судей в России.
Эксперты ГРЕКО считают полномочия российской прокуратуры достаточными для борьбы с коррупцией, а вот отбор в прокуроры и распределение между ними дел — недостаточно прозрачными. Кроме того, привлечение прокуроров к дисциплинарной ответственности не поддается гражданскому контролю.
Для всех трех групп должностных лиц, о которых идет речь в докладе, ГРЕКО рекомендует разработать практическое руководство о том, что делать с подарками от третьих лиц: о них следует сообщать и, если их цена превышает определенную сумму, сдавать государству.
«Трансперенеси Интернешнл – Россия» с 2014 года пристально следит за тем, как наша страна выполняет обязательства, которые взяла на себя в рамках ГРЕКО.